Сегодня:
$
Нефть
Золото

Турниры XXI века

В последние несколько лет всё более заметным становятся школьные предметные турниры. Это командные соревнования для школьников в формате мини-конференций. Они довольно непривычны, и в большинстве случаев их отличия от олимпиад не понимают даже преподаватели. Однако это разные виды мероприятий, требующие от детей абсолютно других навыков.

Чтобы понять, в чём же это отличие, мы поговорили с Юрием Андреевым, участником команды МХЛ № 1303, победившей на IV Московском химическом турнире в МГУ: «Мне часто приходилось участвовать в различных химических олимпиадах, но Химический Турнир — это что-то совсем другое. Это мероприятие командное, при подготовке приходилось что-то долго обсуждать, вносить идеи, и таким образом вклад во все задачи — это вклад не одного человека, а нескольких. Из-за этого испытываешь даже большее чувство гордости, чем от самостоятельного решения. Очень понравилась так называемая открытость решения, то есть тот факт, что задачи при их составлении не подразумевали какого-то конкретного решения. Ну и, конечно, комплексность мероприятия: наша команда потратила много времени не только на решение задач, но и на тактику: как выбирать порядок участия в этапе, в каком порядке вызывать на задачи и так далее».

Итак, первое, сразу бросающееся в глаза, отличие состоит в том, что турнир — мероприятие командное. Для того, чтобы на нём победить, нужно не просто хорошо знать тот или иной предмет, но и наладить групповую работу, грамотно распределить роли и не переставать следить за полемикой, даже если сам человек не принимает в ней участия.

Второе отличие — менее заметное, но, пожалуй, даже более важное — в типе предлагаемых заданий. И здесь следует отвлечься от собственно турниров и поговорить об образовании вообще.

В школьных задачах предлагается задание и нужно, не используя сторонних источников информации, это задание решить. При этом решение сразу можно проверить по совпадению или несовпадению ответа с правильным. Уровень задач олимпиад превышает по сложности школьный уровень — иногда значительно. Однако идейно задачи от школьных не отличаются; у них по-прежнему есть конкретные ответы.

Проблема в том, что в научной работе всё наоборот: есть задание со свободным ответом, пользоваться можно, чем угодно (учебники, справочники, поисковые системы), но предложенное решение совсем не обязательно будет верным. Вполне возможно, что такое решение можно будет полностью опровергнуть всего одним-двумя вопросами. Современное образование не в состоянии научить школьника, заинтересованного в точных науках, решать такого рода задачи. А они неизбежно возникнут перед ним, если он изберёт жизненный путь учёного.

В отличие от всех существующих олимпиад для решения в турнирах предлагаются задачи открытого типа, то есть не имеющие чёткого единственно верного ответа. Участникам необходимо решить их и составить презентации, иллюстрирующие решения. На этом этапе от учащихся требуется умение оперативно понять, какая именно информация им нужна для решения задачи, после чего найти эту информацию. На решение отводится некое время накануне турнира, после чего на самом турнире проходит защита командами своих решений друг перед другом. Она проходит в формате мини-конференции: с докладом, оппонированием и рецензированием. На этом этапе становится очень важным умения аргументированно спорить с соперником.

«В отличие от олимпиад для участников турниров на данный момент нет мотивации в виде „бонусов“ при поступлении в ВУЗ, — объясняет Глеб Алёшин, один из организаторов Московского химического турнира. — Но это не везде так: например, на Украине призерам в личном зачете прибавляются дополнительные баллы к аналогу нашего ЕГЭ, причем даже больше, чем для участников международных олимпиад. В любом случае в нашем турнире люди участвуют не из-за привилегий, которые дает диплом победителя, а именно из-за увлекательности самой игры, в процессе которой учащиеся могут свободно выйти за рамки привычной школьной химии».

Действительно, в соседней Украине турниры — признанный и общеизвестный тип соревнований, наряду с олимпиадами и МАНом (научной работой). Они проводятся по большинству школьных предметов. Правила турниров устанавливаются напрямую украинским Министерством образования и науки, молодёжи и спорта — аналогом нашего МОН. Личный зачёт Всеукраинского турнира юных химиков с этого года действительно даёт льготы при поступлении в вузы. В этом плане России до Украины ещё далеко, хотя Россия активно развивается: в целом ряде российских городов уже проводятся турниры по биологии, химии, физике, математике и другим школьным (а иногда и не школьным) предметам.

Алексей Чепига
Анастасия Милютина

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Как успевать читать всё интересное?

Получайте лучшие материалы в нашей рассылке