Сегодня:
$
Нефть
Золото

Доверие – качество лидеров

Как доверие влияет на бизнес, и какие способы помогут его развить? Разбираем советы Стивена Кови-младшего

С 27 по 28 ноября в СК Олимпийский состоится грандиозный бизнес-форум Synergy Global Forum 2017. Организатор мероприятия – Университет и Школа Бизнеса «Синергия» – поставил перед собой цель дать всем участникам вдохновение и мотивацию к новым свершениям, какими бы амбициозными и недостижимыми они ни казались.

На сцене выступят лучшие мировые спикеры, чьи победы — пример для каждого. Одним из таких экспертов станет Стивен Кови-младший. Его методика доверительных отношений совершила настоящую революцию в мире бизнеса. Зачем нам необходимо не только уметь вызывать доверие, но и учиться самим доверять другим людям, и почему это качество все же выгодно для любого бизнеса, – рассказывает «Практика».

Как доверие может изменить ваш бизнес

Вы удивитесь, но в большинстве случаев в отсутствии доверия бизнес замедляется, и резко возрастают издержки. В то время как люди, работающие в атмосфере взаимного доверия, сотрудничают гораздо продуктивнее, достигая нужных результатов быстрее и с меньшими затратами. Так ли это? Кови-младший отвечает утвердительно. На своем опыте он изучил вопрос доверия вдоль и поперек и пришел к выводу, что это качество действительно меняет все.

Стивен Кови-младший

Думаем, каждый из нас не понаслышке знаком с организациями, насквозь пропитанными бюрократизмом. В них нужно потратить уйму времени, чтобы добиться хоть чего-нибудь. Разрешение приходится получать даже на покупку карандаша. Конечно, это не только замедляет процесс работы, но и подкашивает общую атмосферу в коллективе. Сотрудники не чувствуют себя цельными единицами. Ситуация усугубляется, когда их босс начинает заниматься микроменеджментом, тем самым подчеркивая, что подчиненным нельзя доверять.

Атмосферу взаимного уважения и слаженной работы, по мнению и опыту Кови, можно добиться доверием. И только доверием. В качестве иллюстрации к этой мысли приведем простой пример из его главной книги «Скорость доверия. То, что меняет все»:

«Джим, уличный торговец в Нью-Йорке, оборудовал киоск и продавал прохожим, спешащим в офисы и обратно, еду. В часы завтрака и обеда возле него выстраивались длинные очереди. Он заметил, что необходимость долго ждать отпугивала некоторых покупателей, и они уходили. Также он понял, что, поскольку его бизнес — это театр одного актера, бутылочным горлышком, мешающим ему продавать больше пончиков и кофе, были непропорциональные затраты его времени на отсчет сдачи покупателям.

В конце концов, Джим разместил на своем прилавке небольшую корзинку с мелкими купюрами и монетами, доверив покупателям самим брать сдачу. Наверное, вы думаете, что покупатели могли случайно или намеренно брать из корзинки больше денег, чем нужно, но Джим обнаружил прямо противоположное: большинство вели себя абсолютно честно, а некоторые даже оставляли больше чаевых, чем обычно. И теперь, когда Джиму не приходилось заниматься сдачей, он смог обслуживать покупателей вдвое быстрее. Кроме того, Джим обнаружил, что польщенные доверием покупатели приходили к нему снова. Распространяя таким образом доверие на других, Джим смог удвоить свои доходы без каких-либо дополнительных затрат».

А вот пример крупного масштаба. Эта история произошла в Southwest Airlines, когда солидная американская авиакомпания нуждалась в оперативной реорганизации. Однажды Герб Келлехер, член совета директоров, встретил в офисе Гэри Бэррона — вице-президента подразделения, занимающегося технической поддержкой. Бэррон предложил Келлехеру ознакомиться с трехстраничным отчетом, содержащим его предложения по реорганизации компании. Келлехер тут же прочитал документ и задал один беспокоящий его вопрос, на который Бэррон ответил, что разделяет его озабоченность и уже занимается этим. Тогда Келлехер ответил: «В этом случае меня все устраивает. Действуйте!» Все обсуждение заняло около четырех минут.

Герберт Келлехер – председатель совета директоров, бывший исполнительный директор крупнейшей американской авиакомпании  Southwest Airlines

Келлехер был не просто лидером, которому доверяли, но лидером, который сам распространял доверие на других людей. Он доверял Бэррону — его характеру и компетентности. И благодаря его вере в то, что Бэррон знает, что делает, компания смогла продвинуться вперед с невероятной скоростью.

Это удивительно, но от такого абстрактного явления, как доверие, зависят конкретные числа. Один финансовый директор, пораженный открытием Кови, как-то после лекции поделился с экспертом своими наблюдениями, подтверждающими то, что доверие напрямую влияет на экономику. «У нас есть поставщик, которому мы полностью доверяем, – рассказывал директор, – и с ним все у нас делается быстро, и для поддержания отношений от нас практически не требуется никаких затрат. Но есть другой поставщик, которому мы доверяем мало. С ним на любое дело уходит вечность. На поддержание отношений приходится тратить уйму времени и сил. И это стоит нам больших денег! Слишком больших денег!»

Получается, что, если уровень доверия низок, скорость снижается и затраты растут. Когда доверие высокое, скорость повышается, а затраты сокращаются. Эта пропорция прозрачна. Но как же руководителю наладить доверительные отношения с подчиненными? Кови-младший предлагает конкретные приемы.

Методы укрепления доверительных отношений

Сдерживайте свои обещания

А для этого следует давать обещание, только будучи абсолютно уверенным, что вам хватит времени и ресурсов на его выполнение. Кроме того, необходимо относиться к обещаниям, данным себе самому, столь же ответственно, как и ко всем остальным, и стараться при этом не поступать импульсивно. Говоря об этом, Кови вспоминает случай, как когда-то в семье зашел разговор о том, что стоит пить меньше газированных напитков. Тогда он сгоряча пообещал целый год не пить ничего, кроме воды. Он сдержал свое слово, но потраченные на эту резкую перемену усилия могли бы пригодиться для более важных дел. Вы должны воспитать доверие к себе.

Проявляйте заботу и искренность 

Доверие окружающих возрастает, если они видят, что в основе наших действий — забота об их интересах, желание, чтобы выиграли все.

Будьте искренними в первую очередь с самим собой. Для этого попробуйте регулярно задавать себе вопрос «что движет мною, когда я совещаюсь с командой, общаюсь с подчиненными?». Узнать свои истинные мотивы поможет метод решения проблем под названием «пять почему». Он заключается в том, что нужно определить проблему и последовательно ставить себе вопросы. Предположим, на вопрос «почему я недоволен своими подчиненными?» можно ответить: «потому что я думаю, что они все время отвлекаются на личные дела, вместо того чтобы работать». Следующий вопрос: «Почему я думаю, что они все время отвлекаются на личные дела?», и т. д. Подобным образом ставя перед собой вопросы, вы уже к пятому ответу поймете, в чем заключаются ваши истинные мотивы. Если они не основываются на желании соблюсти интересы окружающих — их лучше изменить, иначе пострадает доверие к вам. Скажем, руководитель обнаружил, что истинная причина недовольства подчиненных — его чрезмерный контроль над ними. Это осознание поможет ему изменить мотивы своего поведения.

Попробуйте сначала слушать

Эта модель поведения полезна всегда. Нужно выслушать все, что хочет сказать собеседник, прежде чем делать какие-либо выводы и тем более — действовать. Обращайте внимание на эмоции и жесты сотрудника или партнера. Попробуйте понять, что его беспокоит. Какой он человек? Какими именно способами можно завоевывать его доверие? В этом случае полезно на мгновение останавливаться в разговоре и спрашивать себя: «Действительно ли я слушаю собеседника или пропускаю некоторые слова мимо ушей?»

Развивайтесь и давайте возможность развиваться своим сотрудникам

Разумеется, это требует немалых инвестиций, в том числе и временных. Однако есть и возможность «сэкономить». Питер Друкер говорил, что многие сотрудники учатся лучше всего тогда, когда учат других. Передача знаний от одного вашего подчиненного другим не только поможет повысить их квалификацию, но и поднимет уровень взаимного доверия.

Оценивайте свои результаты и методы их достижения

Зачастую руководители оценивают и себя, и подчиненных только по тому, справились они с заданием или нет, достигнуты или не достигнуты поставленные цели. Но если результаты получены, к примеру, ценой нервного срыва у сотрудника, то его доверие к вам как руководителю может пошатнуться, а то и вовсе исчезнуть. Кови убежден, что в конечном итоге время, потраченное руководителем на достижение целей мягкими методами, с лихвой окупается обретенным доверием.

Умейте принимать трудные решения

Руководители, обладающие способностью принимать важные решения, — большая редкость. По статистике, только 39 % сотрудников считают, что их менеджеры способны трезво оценить ситуацию, прежде чем она выйдет из-под контроля.

Пример руководителя, который умеет делать трудный выбор, — Энн Малкей. Когда в 2001 году она стала генеральным директором Xerox, дела компании были очень плохи: прибыль и продажи падали, нужно было рассчитываться с долгами, обновлять бизнес-модель, словом — искать выход из кризиса.

Энн Малкей — председатель совета директоров Xerox

Энн не стала замалчивать факты и открыто заявила, что бизнес-модель нуждается в пересмотре, после чего приняла ряд тяжелых решений (в частности, закрыла несколько подразделений). В результате этих действий акции компании упали на 26 %, однако доверие сотрудников к руководству существенно возросло. А вскоре и дела фирмы наладились.

Подводя итоги

Доверие влияет на нас 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Оно вдохновляет и поддерживает качество любых отношений, любого общения. Вопреки распространенным представлениям, доверие — это не что-то неуловимое и неопределенное, что у вас либо есть, либо нет. Наоборот, доверие — это прагматический, материальный и работоспособный актив, который вы можете создавать.

«Попробуйте назвать любые человеческие отношения, которые возможны без доверия, – будь то брак, дружба или другое социальное взаимодействие, – предлагает Джим Берк, экс-председатель совета директоров и исполнительный директор Johnson&Johnson, – слово «доверие» воплощает почти все, к чему вы можете стремиться ради достижения успеха. В конечном счете это справедливо и применительно к бизнесу, особенно к бизнесу, имеющему дело с обществом». Убедитесь в этом сами!

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Как успевать читать всё интересное?

Получайте лучшие материалы в нашей рассылке