Сегодня:
$
Нефть
Золото

Новогодний маркетинг

Как магазины зарабатывают деньги на образах Деда Мороза и Санта-Клауса

Под Новый год даже самые циничные реалисты-взрослые становятся немножко детьми. Все мы верим в сказку и ждём настоящего новогоднего чуда. На этом ожидании чего-то волшебного и чудесного активно зарабатывают маркетологи. Есть такая шутка: «В Новый год сбывается всё! Даже то, что в другое время сбыть не удаётся».

Во время предпраздничной лихорадки мы отправляемся по магазинам и частенько возвращаемся с пакетом ненужных покупок. На увеличение продаж направлены уловки продавцов, всевозможные акции и скидки. Но есть и более тонкие психологические ловушки. О них расскажет Praktika.ru.

«Праздник» к нам приходит

Множество продавцов – от небольших торговых палаток до транснациональных холдингов – зарабатывают гигантские суммы на любви людей к празднованию Нового года. Для этого они используют в рекламе образы Деда Мороза и Санта-Клауса, столь близкие сердцу детей и взрослых.

Несомненным лидером здесь является компания Coca-Cola со своим праздничным красным грузовиком, за рулём которого сидит Санта-Клаус. Происходит парадокс. Вроде бы все мы знаем о вреде кока-колы. Достаточно упомянуть, что нередко её используют как наиболее эффективное средство для чистки сантехники. Но вспомните рекламу этой газировки, которую крутят по телевизору каждый декабрь. В этом ролике персонаж доброго толстячка Санта-Клауса создаёт положительное восприятие вреднейшего напитка, особенно у детей. А родителям начинает казаться, что принесённая в дом двухлитровая бутылка кока-колы якобы сможет создать ощущение праздника.

Самый тривиальный товар, на который большинство покупателей даже не обратили бы внимания, при помощи небольшой уловки превращается в хит продаж. Достаточно разместить на упаковке фигурку Деда Мороза или Санта-Клауса. Так поступают, например, производители кондитерских изделий: на обычную коробку конфет просто-напросто надевается суперобложка с изображением кого-то из новогодних персонажей (это могут быть снеговик, Снегурочка, упряжка оленей, снегири, ёлка, бенгальские огни, хлопушки, снежинки, ёлочные шары, куранты, компания медведей, зайчиков, белочек и т.д.).

Аналогичная ситуация с косметикой, фигурными свечками и т.д. – стоит только расфасовать их в готовые наборы из двух-трёх составляющих да уложить в упаковку с новогодней символикой, как товар, пролежавший весь год на прилавке, мгновенно раскупается.

Новогодний день весь год кормит

Неважно, кризис на дворе или нет: в любые времена людям нужно ощущение праздника, а в нелёгкий период эта потребность ещё сильнее, и любая радость ценится выше. Нам всем нужны положительные эмоции и новогоднее настроение – на этом и пытаются сыграть маркетологи. И надо признать, у них это неплохо получается.

Две-три предновогодние недели – райское время для любого бизнеса. Желание покупать подарки в этот период приобретает характер всеобщей одержимости. Вложенные в новогоднюю рекламу десятки и сотни тысяч оборачиваются миллионной прибылью для предпринимателей. Недаром новогодние базары с каждым годом открываются всё раньше – теперь уже с первых чисел октября, то есть почти за три месяца (!) до Нового года.

Вирусная рассылка новогодних открыток с рекламой какой-либо компании или многочисленные новогодние конкурсы, тесты и флешмобы – тоже из этой оперы. Присутствие в торговом зале артистов в образе Деда Мороза или Санта-Клауса и ростовых кукол в виде других новогодних героев – ещё один маркетинговый ход, увеличивающий продажи в несколько раз.

Возможно, вы удивитесь, но предприимчивые рекламщики использовали образ Санта-Клауса для продвижения бритвы Gilette (в этой рекламе Санта-Клаус сбривает бороду!), сигарет Camel, трубочного табака Prince Albert и средства от похмелья Alka-Seltzer.

Не только Дед Мороз

На благо маркетинга работают не только образы главного новогоднего волшебника, но и другие атрибуты праздника. Например, запах мандаринов. Он с детства ассоциируется с Новым годом. Это сейчас любые фрукты можно купить круглый год, а в советское время мандарины были абхазскими и поспевали аккурат к зиме. Поэтому и были непременным украшением новогоднего стола.

Часто в магазинах через систему кондиционирования распыляют мандариновый запах. Он поднимает настроение и повышает аппетит. Аналогично действуют и мандарины, разложенные на полках: один их вид напоминает о празднике. Забыв обо всём и желая подкрепиться, покупатели берут много лишнего – то, что покупать не планировали. Аромат цитрусовых успокаивает, и высокая стоимость товара уже не волнует покупателей. По статистике, такой приём увеличивает выручку торговых точек на 20-30%.

В декабре в торговых залах вместо обычного музыкального фона звучат новогодние мелодии и песенки. Они вызывают положительные эмоции и воспоминания о сладких подарках, которые всем нам дарили родители в детстве. И вот уже ноги сами идут в кондитерский отдел, даже если вы не планировали покупку сладостей.

Что же делать?

Чтобы избежать спонтанных покупок, ходите в магазин со списком необходимых вещей. Включайте критическое мышление. Нужно понимать, что образ доброго волшебника никак не связан с качеством предлагаемого товара. И уж точно не добавляет ему никаких плюсов.

В данном случае реклама построена на желании людей создать для себя и своих близких атмосферу праздника. На уровне подсознания нам кажется, что если в рекламе участвует Дед Мороз, то покупка этого товара приблизит нас не просто к празднику, а к самому настоящему чуду: раз эту продукцию предлагает лучший в мире волшебник, то и сам товар как будто содержит частичку волшебства. Проще говоря, маркетологи манипулируют нами. Нужно отдавать себе в этом отчёт и не вестись на удочку.

  • Прежде чем взять с полки «новогодний» товар, проверьте, есть ли такой же в «обычной» версии, сколько он стоит;
  • Не покупайте «на всякий случай» – вы должно точно понимать, кому собираетесь подарить данную вещь, нужна ли она этим людям. Или, если выбираете что-то для себя, честно ответьте себе на вопросы, для чего вам это, сколько раз вы планируете это использовать;
  • Купили бы вы этот товар, если бы его не рекламировал Дед Мороз? Особенно если это касается еды – убедитесь, что за красивой упаковкой не прячется что-то вредное. Те же сладости могут быть полезными, если сделаны из качественных продуктов без добавления сахара, однако они могут быть не такими яркими снаружи.

От предновогодней маркетинговой мишуры никуда не деться – да и не обязательно, ведь она настраивает нас на праздничный лад и дарит предвкушение чудес. Просто не поддавайтесь покупательской лихорадке, отправляясь в магазин. Ведь новогодняя атмосфера заключается не в вещах. Важнее всего, какие люди будут с вами рядом и сколько любви вы вложите в ваше общение.

Оставить комментарий

avatar