Сегодня:
$
Нефть
Золото

Русский марш архитектуры

60 лет назад вышло постановление об устранении излишеств в советской архитектуре, которое положило конец знаменитому “сталинскому ампиру”. В материале “Практика” — краткая история стилей отечественной архитектуры со времён Российской империи и топ самых любопытных зданий разных эпох от краеведа Дениса Ромодина.

Барокко

Появление: В конце XVII века этот стиль пришёл из Европы, заменяя и в то же время до конца не отвергая фрагменты русских стилей. Барокко часто ассоциировали с именами влиятельных заказчиков — «нарышкинское», «петровское», «строгановское», «голицынское».

Основные черты: Простота и структурность композиций, яркая цветовая контрастность, помпезность, криволинейные формы, использование орнаментной лепки, фасадной краски и золочёной кровли.

Типичные примеры: Самые величественные здания в стиле барокко сохранились в виде дворцов. В Петергофе в стиле позднего барокко середины XVII века был перестроен Большой дворец архитектора Бартоломео Растрелли. К этому периоду относится Екатерининский дворец в Царском селе и Зимний дворец в Петербурге. Оба здания спроектированы Растрелли.

Нереализованный проект: Весной 1716 года было начато строительство приморской резиденции Петра I в Стрельне. Проектом дворца занялся француз Жан-Баптист Леблон, но реализовать задуманное не удалось из-за его смерти. Строительство велось долго, переходило под руководство разных архитекторов, но комплекс в итоге императорской резиденцией так и не стал во многом из-за близости Петергофа.

Выбор Дениса Ромодина: Церковь Преображения Господня в Нижней Синячихе (село Нижняя Синячиха в Свердловской области). Построена рядом с Нижнесинячихинским заводом в 1794 году на средства владельца завода Сергея Савича Яковлева. Пример запоздалого барокко.

Классицизм

Появился: При Екатерине II барокко пало в немилость и через небольшой период моды на рококо господствующим архитектурным стилем стал классицизм.

Основные черты: Чёткая геометрия, простота форм, греческий ордер с несущими колоннами.

Типичный пример: Дом Пашкова, предположительно, работы Василия Баженова 1786 года в Москве на Боровицкой площади. В Петербурге не позднее 1806 года было воздвигнуто здание Смольного института благородных девиц, где сейчас расположена резиденция губернатора. Автором проекта был итальянец Джакомо Кваренги.

Нереализованный проект: Глобальная перестройка московского Кремля со сносом части крепостной стены была начата в 1770-х. Огромный дворец работы Баженова кардинально изменил бы облик центра города. Но начавшиеся работы прервались из-за проседания соседних зданий и недовольства императрицы.

Переделка: В Петербурге из барокко в классицизм был переведен Аничков дворец — в 1779 году был реализован проект Ивана Старова. Он сменил облик здания авторства Расстрели.

Выбор Дениса Ромодина: Усадебный дом в подмосковном Пущино-на-Наре. Выстроен в 1790-х годах в строгом стиле русского палладианства (классицизма) по заказу сенатора Сергея Вяземского.

Псевдорусский стиль

Появился: Во второй половине XIX века возникла мода на смешанный стиль с элементами древнерусской и византийской архитектуры.

Основные черты: Использование цветных изразцов, башенок, теремных крыш, богатого декоративного убранства, резьбы в стиле русского зодчества.

Типичный пример: Здание Исторического музея на Красной площади, построенное в 1881 году по проектам группы архитекторов. В похожем стиле выполнены бывшее здание Городской думы (Музей Ленина) и Верхние торговые ряды (ГУМ), стоящие по соседству.

Нереализованный проект: На пороге XX века по всей стране стали строить и проектировать Народные дома — центры досуга для бедных слоев общества. Архитектор Фёдор Шехтель по предложению Антона Чехова создал проект такого дома в стиле ярославско-ростовского зодчества. Комплекс включал бы библиотеку, залы для выступлений и магазины. Фасад дома венчали бы две башни.

Выбор Дениса Ромодина: Нижегородское отделение Государственного банка. Построено в 1911-1913 годах по проекту Владимира Покровского в честь 300-летия царствования Дома Романовых.

Модерн

Появился: В конце XIX века прогресс вводит новый стиль архитектуры, «соответствующий» времени. Модерн проявлялся в разных ответвлениях и ипостасях и конкурировал с неоклассицизмом.

Основные черты: Изогнутые линии, использование изобразительного искусства в оформлении и железного каркаса, стремление к комфорту, простоте, широкой социальной ориентированности, отказ от обязательной симметрии.

Типичный пример: Дом компании «Зингер» на Невском проспекте Петербурга. Он после долгих споров был построен в 1902 году по проекту Павла Сюзора. Другой известный пример — гостиница «Метрополь» в Москве работы группы архитекторов.

Нереализованный проект: На стрелке Васильевского острова Петербурга в 1900 году планировалось построить концертный зал. Здание проектировали архитекторы Владимир Чагин и Василий Шене. В оформлении должны были быть использованы элементы египетского стиля, панно, рельефы, купола и арки.

Выбор Дениса Ромодина: Деревянный «теремок»-особняк Лужиных в Кимрах (Тверская область) постройки 1900-е годов.

Конструктивизм

Появился: Конструктивизм начал активно развиваться в России после революции 1917 года и стал доминировать в 1920-х.

Основные черты: Ровность, строгость и лаконичность геометрии, использование промышленного стиля для жилых строений, утилитаризм форм, кубизм, отсутствие декора, авангардные влияния.

Типичный пример: Новый предполагаемый уклад быта советских людей предполагал создание общежитий. Конструктивизм здесь подошёл в самый раз. Пример тому — коммуна-общежитие на Гоголевском бульваре Москвы. Кроме квартир-ячеек, комплекс состоял из столовой, прачечной, спортзала и солярия с детским садом на крыше.

Переделка: На площади Красные ворота в Москве сегодня стоит здание РЖД. Когда-то оно было совсем другим. В середине XVII века здесь построили дворец для хранения запасов. В 1902 году он стал институтом для благородных девиц, а после революции в нем обосновался Наркомат путей сообщения. Для нужд ведомства и для соответствия эпохе здание перестроили в стиле конструктивизма. По проекту Ивана Фомина у здания появилась ровная башня с часами.

Выбор Дениса Ромодина: «Белая башня». Бывшая водонапорная башня в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга построена в 1931 году по проекту Моисея Рейшера.

«Сталинский ампир»

Появился: В 1930-х авангардный пыл поубавился. На смену ему пришла смесь разных стилей, которую часто называют «сталинский ампир». Считается, что этот исторический этап начался в 1931-1933 годах, когда был основан союз архитекторов и началось создание Дворца Советов — самого масштабного нереализованного проекта.

Основные черты: Сталинская эпоха в архитектуре вместила в себя и арт-деко, и неоклассицизм, и ампир. Особенно запомнились монументальные здания с помпезностью и роскошью.

Типичный пример и переделка: Гостиница «Москва» на Манежной площади столицы сначала была одобрена в проекте молодых архитекторов О. Стапрана и Л. Савельева ещё при моде на конструктивизм. Под новые веяния здание пришлось переделывать на ходу опытному Алексею Щусеву: во время строительства в проект добавили украшения, балконы, другие формы окон.

Нереализованный проект: Дворец Советов — самый масштабный нереализованный проект сталинской Москвы. На месте снесенного Храма Христа Спасителя в конце 1930-х начали стоить грандиозное здание высотой 300 метров. Его должна была венчать 100-метрая скульптура Ленина. Внутри комплекса планировалось создать большой зал для заседаний и церемоний. Автором финального проекта был Борис Иофан. До начала войны на сложном грунте успели сделать только фундамент. Потом было уже не дворца.

Выбор Дениса Ромодина: Дом советов в Санкт-Петербурге 1941 года постройки.

Модернизм

Появился: Окончание эпохи сталинской архитектуры связано с уменьшением затрат на строительство, что случилось ещё до смерти Сталина. Процесс был закреплён постановлением об устранении излишеств в архитектуре 4 ноября 1955 года. Теперь богато украшенные здания были признаны неуместными: целью архитектуры была заявлена не красота, а в массовость, практичность и экономия.

Основные черты: Ориентация на типовые дешёвые проекты, функциональность и массовость, отсутствие на зданиях декора, универсальность, лаконичность, воздушность, правильные пропорции и чистота геометрических форм.

Типичный пример: На Новом Арбате, построенном на месте старого московского района в 1960-х, есть сразу несколько интересных примеров. За сложность композиции отвечают высокие-дома книги, за функциональность — кинотеатр и торговые дома.

Переделка: Во второй половине XX века появлялись модернизационные проекты перестройки московских железнодорожных вокзалов. Но кардинально изменился только Курский. К старому каменному зданию конца XIX века в 1972 году был пристроен новый фасад из стекла и металла, появились большие залы. Часть старого вокзала осталась и выходят на сторону, где располагаются платформы поездов дальнего следования.

Нереализованный проект: Не все проекты новой советской архитектуры были реализованы даже в центральных частях городов. Например, Дом Советов в Калининграде рядом с развалинами прусского замка строился с 1970-х, но из-за ряда проблем так и остался до конца незавершённым. Вокруг его будущего применения пока ведутся споры.

Выбор Дениса Ромодина: Советско-финская таможня в Торфяновке 1967 года постройки. Архитектор — Сергей Сперанский.

В 1988 году постановление об устранении излишеств в строительстве утратило силу. Началась современная эпоха в отечественной архитектуре, продолжающаяся и сегодня.

Также на «Практике»:

История Красной площади

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Как успевать читать всё интересное?

Получайте лучшие материалы в нашей рассылке