В июне лимузины отечественного проекта "Кортеж" прошли первые краш-тесты и получили высший балл от немецких экспертов." />
Сегодня:
$
Нефть
Золото

7 легендарных отечественных автомобилей

В июне лимузины отечественного проекта "Кортеж" прошли первые краш-тесты и получили высший балл от немецких экспертов. В следующем году первая партия элитных машин, на которой будут передвигаться первые лица государства, поступит в гараж особого назначения. Пока неизвестно, можно ли будет гордиться этими автомобилями — планируется, что премьерный показ пройдет во время инаугурации президента 2018 года. «Практика» собрал примеры из истории отечественного автопрома, за которые можно не краснеть.

ЗИЛ-41047

Проект «Кортеж», конечно, создавался не без ностальгии по советскому времени, в котором существовали знаменитые представительские ЗИЛы. Они, кстати, выпускались не только до распада Советского Союза. Автомобили ЗИЛ-41047 продавались в 2000-х президенту Казахстана и Украины. Также ЗИЛы и сейчас используют для парадов на Красной площади.

История лимузинов московского завода отсчитывается еще с довоенных лет — первый ЗИС-101 был выпущен в 1936 году и проектировался по примеру американских автомобилей. С одной лишь только разницей: зарубежная машина предназначалась для относительно широкого круга пользователей. Другое дело — автомобили как символ верховной власти: отечественные лимузины народ мог увидеть только на фотографиях, по телевидению или проносящимися мимо коридора людей, встречающих почетных гостей. Автомобили для первых лиц государства были бронированными, водителя и охранника от пассажира отделяло стекло, кроме того, машины были оснащены спецсвязью.

В 1958 году был выпущен первый ЗИЛ-111 с кузовом типа лимузин — всего с конвейера сошло лишь 100 машин. Затем в соответствии с модой и техническими прогрессом автомобили не раз переделывались в попытке «догнать и обогнать Америку».

БелАЗ

Огромный самосвал начали выпускать на минском автозаводе в 1965 году. Он впечатлял размерами даже на фотографиях: если поставить человека рядом, то он будет ниже колеса. Первая модель БелАЗ-540 обладала грузоподъемностью 27 тонн и могла разгонятся до 55 км/ч. Для такой махины потребовались и технические новшества: сварная рама коробчатого сечения, винтовой рулевой механизм, гидромеханическая трансмиссия.

Все эти годы проектировщики продолжали совершенствовать модель — с тех пор выросла и грузоподъемность БелАЗов, и размеры машины, и скорость — до 64 км/ч. В 2013 году с конвейера сошел 450-тонный БелАЗ-75710, весящий 360 тонн (даже самый большой в мире самолет Airbus А380 весит существенно меньше). Он попал в в Книгу рекордов Гиннеса.

ГАЗ-М20 «Победа»

Легендарный автомобиль «Победа» начали проектировать еще во время Великой Отечественной войны, но выпустили позже, в 1946-м, и оказалось, что он оправдывает свое название. На тот момент машина считалась крайне передовой. Например, кузов был понтонным, то есть интегрированным в боковые крылья. Такие привычные ныне удобства как радиоприемник, поворотники и электрические очистители тогда тоже только появились и были в новинку.

«Победы» широко использовались в службах такси, за 12 лет их было выпущено больше 240 тысяч экземпляров. Кстати, по слухам, сначала назвать автомобиль хотели «Родина», но это отверг сам Иосиф Сталин. «И почем у нас будет „Родина“?», — строго спросил он, и проектировщики немедленно придумали более подходящее к историческому моменту название.

«Эстония-20»

Автомобильный спорт в СССР был отделен от западного «железным занавесом», но это не значит, что он существовал. В 1960-х в стране даже совершали попытки построить автомобиль для участия в классе гонок «Формула-1».

Гонки в машинах с открытым кузовом проводились в самом Советском Союзе. В 1980-1985 годах выпускался болид «Эстония-20». Он разгонялся до 200 км/ч, имея двигатель от ВАЗ-21011 и коробку передач от ЗАЗ-968. Естественно, его постоянно пытались доработать, меняя строение антикрыльев, но, увы, гоночной машиной мирового класса он так и не стал.

ЛуАЗ-969

По внешнему виду ЛуАЗа не скажешь, что он гроза бездорожья, но славу автомобиль Луцкого завода снискал именно такую.

Он выпускался с 1966 года и стал практически «товаром народного потребления». По сравнению с выпущенной позже «Нивой» цена этого автомобиля была в два раза ниже. Из-за «запорожского» двигателя ЛуАЗ был шумным, но демонстрировал отличную проходимость.

Еще один ЛуАЗ — военная модель 967 — был автомобилем-амфибией. Выполненный в пластмассовом корпусе, он мог плавать, вращая колесами, перевозить легкое оружие и людей.

ГАЗ-13 «Чайка»

Долгоиграющая представительская модель была выпущена в СССР количеством более 3 тысяч экземпляров. Предназначалась она не для продажи, а в основном для чиновников.

С 1959 года с конвейеров сходили разные модификации «Чайки» — от кабриолетов со складным тентом до узкоспециализированных машин для съемок кино. Хоть этот автомобиль и называли «оригинальным и современным», внешний вид его все-таки был разработан в соответствии с американском стилем той эпохи. Отличительными новшествами отечественной модели стали электрический подъем стекол и автоматическая коробка передач.

ВАЗ-2101 «Жигули»

При разработке этого автомобиля советские инженеры внесли больше 800 изменений в итальянский Fiat 124, но внешне оба автомобиля остались очень похожи. Популярность «Жигулей» в стране была вызвана их неприхотливостью, да и особого выбора у советских граждан не было.

Всего с конвейера сошли около 4,9 миллиона автомобилей — первый из серии 2101 был выпущен в 1970 году. А прозвище «копейка» относится скорее к концу 1980-х, когда время ВАЗа-2101 уже ушло. Кстати, несмотря на свой нелепый вид, первые «Жигули» могли разгоняться до 140 км/ч, а доработанная версия успешно выступала в разных советских гонках.

Читайте далее:

Автостоп: ожидания и реальность

Лимузин для царя: На каких транспортных средствах передвигались правители России

6 примеров функционального советского дизайна

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Как успевать читать всё интересное?

Получайте лучшие материалы в нашей рассылке