Сегодня:
$
Нефть
Золото

Как воспитывать девочек: советы из 19 века

Образование прошлых веков отличалось от сегодняшнего, особенно в отношении женщин. Считалось, что им нужно меньше научных знаний в пользу бытовых умений. Эпоха Просвещения изменила эти представления, тем интереснее будет «заглянуть» в прошлое. «Практика» выбрал любопытные фрагменты из книги XIX века о воспитании девочек.

Книга «Руководство к физическому и нравственному воспитанию женского пола» была издана в России в 1825 году. Написана она Эразмом Дарвиным в 1797 году. Дарвин – английский врач, изобретатель и писатель. Как сторонник Просвещения он выступал за доступность образования для женщин, а ещё он дед Чарльза Дарвина. В 1821 году книгу дополнил Кристоф Вильгельм Гуфеланд – в частности лейб-медик прусского короля Фридриха Вильгельма III. На русский с немецкого языка её перевёл московский доктор медицины Иван Зацепин.

Первая четверть XIX века характеризуется развитием относительно широкого образования в России. В 1804 году был принят устав, который предписал создать общую светскую систему образования от училищ и гимназий до университетов. Она должна была быть всесословной и государственной. Но по факту сделать это не получилось. Доступность образования среди разных слоёв населения, в сельской местности и городах была разной. Но это было продолжением реформирования образования, ранее начатого Екатериной II, которое заложило основу системы отечественного всеобщего образования. В 1828 году была принята новая реформа, которая сократила число обязательных предметов, вводила молитвы перед уроками и преподавание закона Божьего несветскими учителями.

36f66868-0c9e-42cd-a3d8-2accbe4308b9

Девочек в училища и гимназии принимали. Однако для женщин это образование было менее доступным, чем для мужчин. Их предпочитали воспитывать дома. В 1800 году среди получающих общее образование в училищах было около 9% женщин (1,8 тысячи человек). Через 60 лет для девочек были созданы отдельные женские гимназии, где обязательных предметов было меньше, чем в обычных государственных учреждениях. А по-настоящему широким общее образование для барышень стало только в XX веке.

«Руководство…» было предназначено, конечно, для высших слоёв общества. Людей, которые умели читать, имели средства и время для образования девочек. В книге это не скрывается. Несмотря на то, что она была написана в конце ещё XVIII века в Англии, её советы были вполне актуальны в России весь следующий век.

 

***

Домашнее воспитание женщин есть самое лучшее. Посему очень нужно, чтобы все распоряжения и в учебных заведениях (пансионах) как можно более подходили на обыкновенные домашние.

***

Для детей женского пола особенно нужны следующие душевные качества:

  • послушание, признательность,
  • сострадание,
  • правдивость,
  • благоразумие, правота, целомудрие,
  • постоянство,
  • воздержанность.

***

Изучение Французского и Немецкого языков, или по крайней мере одного из них, существенно принадлежит к образованию женского рода, ибо эти языки не трудны, на них много сочинений важных для образования ума и вкуса, они нужны для обращения с иностранцами или в путешествиях, сверх того изучение их принадлежит к хорошему тону в свете.

Victorian-ladies-10-2

***

Высшие части Арифметики и Алгебра слишком отвлеченны, а потому исключаются из области воспитания женщин.

***

Поскольку души очень скоро выучиваются играть в карты и через это приобретают первые понятия о 10 числах, то кажется, что эта игра могла бы очень много облегчить изучение счисления и возбудить нужную для этого деятельность ума. Предполагаю однако, что воспитатели примут надлежащие меры для того, чтобы дети не получили страсти к игре. Поэтому карты больше похваляются при домашнем воспитании, нежели в школах, где труднее заметить и отвратить влияние на страсти.

***

Гораздо лучше, когда молодая особа умеет столько играть петь, танцевать, что может тем доставить удовольствие себе и своим друзьям, нежели когда она обладает таким талантом, который возбуждает удивление публики. Ибо тень излишнего уважения этих внешних совершенств рождает подозрение, что пренебреженны внутренние, более существенные качества.

Не надо забывать, что главная цель изучения танцам состоит в том, чтобы дети умели держать себя прямо и приобрели легкость и грацию в движениях, а не в изучении театральных скачков, которые столько же вредны для здоровья, как и для нравственности молодых девиц, и которые придают их танцам странный вид, не соответствующий их невинности.

***

Так как знатные женщины имеют много свободного времени, то очень благоразумно делают их родители, что заранее учат их разным полезным и приятным искусствам. Ибо занятие этими искусствами украсит уединение женщины, и она, находя удовольствие в самой себе, не будет искать его в многолюдных обществах, от чего её счастье не будет зависеть от произвола других.

платье

***

Что касается до романов, то лучше всего, если молодые девицы совсем не читали их. Те времена, когда не знали романов, были счастливее наших: тогда девицы были благонравнее, женщины домовитее и вернее, браки благополучнее и разводы реже. Это очень понятно. Они располагают молодых людей к мечтательности, возбуждают и питают страсти, поселяют такие чувства, которые прежде были ими совсем неизвестны.

***

Девицам нужно иметь некоторые сведения о природе. Отчасти для образования ума для того, чтобы не показаться смешными в обществе. Отчасти же – что важнее всего – для предохранения себя от суеверия, к которому женщины от природы более склонны мужчин и против которого нет лучшего средства, как правильное понятие о силах и явлениях природы.

***

Для женского пола особенно похваляется Ботаника, ибо изучение сей науки доставляет приятное занятие в рисовании, возвышает мысли о естественной красоте и очищает суждение о совершенстве женских работ.

***

Нужно быть очень осмотрительными в выборе исторических книг для воспитанниц, чтобы не дать им таких, которые написаны в духе Вольтерианского легкомыслия и вольнодумства, к которым принадлежит даже всемирная история Беккера. Гораздо лучше, по примеру древних, совершенно отделить священную и церковную историю от политической и излагать её особенно, так же как светскую историю более направлять к тому, чтобы она усиливала нравственное чувство и поселяла веру в Божеское Провидение, правящее течением всех вещей.

o-o

***

Молодую девицу должно заранее научить употреблять надлежащим образом деньги, беречь платье, особенно беречь самую драгоценную вещь – время. Самое лучшее для того средство, когда не поможет увещание, есть дать почувствовать самое вредное следствие небережливости. Надобно назначить и в точности соблюдать часы увеселения, также определить время для одевания и дать заметить девице, как смешно то, что многие дамы проводят лучшее своё время у туалета.

***

Полезно для девиц: прогулки, разные игры, соединённые сдвижением, игра в мяч, в волан, качанье, беганье и танцевание, летом на вольном воздухе, а зимою в комнатах; только не должно позволять им делать прыжки, ибо они могут произвести пороки в росте, причинить вывихи, переломы и т.п.

***

Молодые женщины должны заранее приучиться не оскорблять чувства девической стыдливости. Одежда должна так закрывать грудь и спину у детей, чтобы после всякое неблагопристойное обнажение тела было для них противно, даже невозможно. Больше всего должно наблюдать, чтобы одежда не была очень узка и где-нибудь не давила; твёрдая шнуровка совсем запрещается, разве можно позволить носить лёгонький корсет. Также не должно носить тесной обуви.

***

Не подвергаться влиянию солнечных лучей, особливо весною, и потому всегда выходить на воздух в соломенной шляпке и в перчатках. Также никогда тотчас после омовения не выходить на свободный воздух. При жесткости кожи лучше всего чаще умываться миндальным молоком, прибавляя к нему, при упорности этого порока, четвертую часть порошка Аронова корня, также мазать руки помадою, приготовленную из бычьего мозга. Детям, очень загоревшим от солнца, лучше всего умываться укропную водою.

0b5e77e46bb6baf8d2ca2cf1901765c0

***

Во время развития родотворной способности должно воздерживать девицу особенно от двух вещей, о которых так часто забывают: от долгого танцевания и от напряженного пенья. То и другое очень опасно тем, что может быть причиною прилива крови к лёгким, кровохарканья, воспаления лёгких, даже образования чахотки. Сверх того замечено, что искусственное напряжение орудий голоса, во время или перед раскрытием родотворной способности, может навсегда испортить голос.

***

На ум молодых людей несравненно сильное действие оказывают живые изображения примеров, нежели отвлеченные истины нравственной философии. Нужное благоразумие состоит в умении предохранить себя от злонамеренных людей. А потому особенно должно внушать молодым особам, чтобы они избегали знакомства с игроками, пьяницами и другими безнравственными людьми. Поскольку это благоразумие приобретается через познание людей, то можно давать читать детям такие книги, в которых изображены порочные характеры в отвратительном их виде. Однако при этом надобно остерегаться описывать людей слишком чёрными красками.

***

Когда мать или воспитательница грубо обходятся с дитём женского пола, то оно легко может получить жестокость в характере и видимую бесчувственность, которая сделает его менее любезными. Хотя от этого дитя приобретает больше душевной крепости, лучше стараться об этом тогда, когда оно будет постарше. Женщине не нужны и неприличны ни смелый, предприимчивый дух, порывающий к геройским деяниям, ни другая гордая непоколебимость, ищущая одобрения публики.

***

Проливать слёзы считается любезной слабостью и признаком женской нежности, особенно если женщина плачет при виде неотвратимого несчастья другого. Но когда молодая женщина разливается, так сказать, в слезах при маловажных неприятностях, случившихся с нею самой, то это показывает детскую слабость и заставляет думать других, что она неспособна переносить обыкновенные тягости жизни.

Victorian-ladies-3

***

Признаком женской нежности считается боязливость. Но боязливость больше означает слабость, нежели нежность, и потому никогда не должно одобрять этого качества. Когда к боязливости присоединится ещё и жеманство, когда молодая женщина без памяти кричит при взгляде на паука или кузнечика, то эта трусливость делается несносным пороком, от которого должно отучать насмешками.

***

Женщина сотворена более для внутренней жизни, для чувствования и тихих сердечных переживаний движений, нежели для внешней; более скромных добродетелей, чтобы делать других счастливыми, нежели для блистательных, геройских деяний, чтобы изумлять свет; более нравиться, нежели владычествовать; более употреблять власть сердца, нежели разума. Все эти качества делают её наиболее способной к вмещению в себе небесных добродетелей: любовь, вера, надежда и верность.

Также на «Практике»:

Типичный урок: как за 300 лет менялись предметы в отечественных школах

Подборка диких советов врачей 19 века

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Как успевать читать всё интересное?

Получайте лучшие материалы в нашей рассылке