Сегодня:
$
Нефть
Золото

Почему виральность не всегда несет истину

Поп-культура любит повторяться ― трейлеры к фильмам используют одинаковые монтаж и звук, популярный певец будет повсюду, включая телешоу, а от навязчивой мелодии вы даже и не мечтайте избавиться. Именно так работает современная индустрия развлечений ― проникая в каждый аспект жизни потребителя. Но если какой-то феномен становится виральным, вовсе не значит, что это говорит о качестве или правдивости, почему ― сейчас расскажем.

Природа виральности

Сначала разберемся в понятиях. Виральность (Virality) ― это характеристика, определяющая стремительность распространения контента среди пользователей. Если контент (текст, изображение, видео, аудиозапись и т.д) является виральным, он распространится в сети самостоятельно, силами пользователей.

Недавно многолетний автор издания The Atlantic Дерек Томпсон выпустил книгу Hit Makers: The Science of Popularity in an Age of Distraction, в которой рассуждает о том, как устроена система виральности ― когда информация быстро распространяется по сети и становится популярной, и о том, как влияет на экономику то, что индустрия развлечений превращает виральность в деньги. В книге Томпсон пытается разобраться в природе популярности и полагает, что виральность влияет на людей, потому что они привыкли доверять тому, что для них уже знакомо.

«Я думаю, когда какая-то информация появляется в сети, ― говорит Томпсон, ― и мы не знаем о ней все, мы просто полагаемся на то, что пишут другие». По словам Томпсона, существует два способа сделать информацию виральной. Первый ― через социальные сети, ведь это самый главный механизм виральности. Люди делятся постами, обсуждают их в комментариях, и так информация «гуляет» по сети. Другой способ ― вещание.

Исследователи медиа не раз говорили о том, что своим появлением виральность в первую очередь обязана эфиру. На телевидении информация повторяется снова и снова, чтобы зритель, если он только что включил телевизор, ни в коем случае ничего не упустил. И потому в социальных сетях мы уже привыкли к тому, что, если несколько ваших друзей поделились каким-то постом, вы уже с полной уверенностью можете сказать, что это виральный пост. Но чаще всего речь идет или о материале из крупного СМИ, или о посте пользователя с большим количеством подписчиков. В любом случае речь все-таки идет о продукте медиа, то есть это опять же ― эфир.

Почему мы легко поддаемся

Мы поддаемся обаянию виральной информации по двум причинам. Во-первых, продюсеры эфира, если мы говорим о телевидении, считают, что качество ― это главное. Они по совести делают материал, и он в итоге всем нравится. Однако, это не всегда так. Для продюсеров всегда на первом месте будет распространение, а не контент, это для них и есть ключ к популярности. Во-вторых, для аудитории широкий охват означает правдивость ― это касается и СМИ, и социальных сетей, ведь пользователю с большим количеством подписчику куда охотнее поверят, даже если информация не достоверна.

Томпсон советует помнить об этих аспектах и не верить информации только потому, что ею поделилось несколько человек ― все они могут ошибаться. Как показывает история, многое из того, что стало виральным, на деле оказывалось сфабрикованными материалами, всегда нужно прежде всего узнать источник информации. Томпсон объясняет это на примере арт-рынка. Когда обнаруживают картину, то, чтобы установить законного владельца, проводят небольшое расследование ― кому картина принадлежала, кто ее заказывал, кто ее потом у кого перекупил ― они восстанавливают всю цепочку владельцев. У медиа должен быть похожий алгоритм ― только тогда можно будет докопаться до истины виральной информации.

Трамп как модель виральности

В интервью сайту Inverse Томпсон приводит пример последних президентских выборов в США. Образ избранного президента Дональда Трампа стал виральным не только благодаря всеобщей ненависти, но и благодаря грамотной популяризации. По факту Трамп не говорил в своей предвыборной кампании ничего нового ― все это уже сотни раз проговорили консервативные республиканские политики в стране, но Трамп преподнес уже известные пункты программы так, будто демократы выступают против них. Трамп создал образ воинствующих демократов и без конца вещал об этом, придавая информации необходимый виральный налет. Консерватизм распространился по всем медиа, где вещал Трамп, и на фоне этой виральности он вырвал победу.

 

Темная сторона виральности

Самая опасная и темная сторона виральности в том, что она влияет на мировоззрения людей. Ведь люди не рождаются с ненавистью или нетерпимостью к другим. Томпсон отметил, что, если вы росли в мультикультурном и многонациональном районе, где не было негативной информации о других расах или религиях, во взрослой жизни у вас скорее всего не будет предубеждений по поводу мусульман или темнокожих. С другой стороны, если в вашем детстве то и дело всплывали негативные новости на тему межнациональных конфликтов, вы с большой долей вероятности будете подвержены любой виральной информации, которая разжигает межнациональную ненависть. «Доверять своим инстинктам приятно, ― говорит Томпсон, ― но еще приятнее самому докапываться до истины и знать точно, каким новостям вы верите».

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Как успевать читать всё интересное?

Получайте лучшие материалы в нашей рассылке