Сегодня:
$
Нефть
Золото

Школа против гаджетов: как победить новую зависимость

Массово появившиеся у подростков смартфоны воспринимаются учителями как враждебный предмет, констатируют ученые. Между тем, 70% школьников используют гаджеты для помощи в учебе. Учитель больше не является единственным авторитетным источником информации. Обычный класс стал представлять собой сообщество продвинутых пользователей Интернета, постоянно находящихся онлайн и с лёгкостью переключающихся между учёбой, общением, развлечением. Как реагирует на это система? Пока, в основном, запретами.

Что происходит в школах в век гаджетов и соцсетей, выяснили эксперты Института образования НИУ ВШЭ, опросившие около 3 тысяч школьников в РФ.
«Мы не изучали, какие методы запрета гаджетов применяются в школе, как контролирует ситуацию в классе учитель, и каким образом ученики обходят эти запреты, но данные показывают, что больше половины подростков (70%) используют мобильные устройства на уроках для просмотра социальных сетей, прослушивания музыки и игр. С другой стороны, также более половины (70%) подростков ответили, что используют персональные мобильные устройства на уроке для доступа к образовательному контенту», — заявили в Институте образования.

Выяснилось, что школа остается одним из самых непримиримых противников гаджетов. 85% опрошенных учеников рассказали исследователям, что им нельзя пользоваться мобильными устройствами на уроках.
При этом нельзя сказать, что технологии в нашей школе полностью игнорируются. Сегодняшние российские учителя общаются с учащимся по электронной почте и в социальных сетях, задают домашние задания онлайн. Тем не менее, школа остается крайне консервативным институтом, а система образования нечувствительна к быстро меняющимся технологиям.

Гаджет – способ оценить учителя

Несмотря на запреты, молодые люди продолжают активно пользоваться смартфонами.
Согласно полученным данным, успеваемость школьников практически не зависит от использования мобильных устройств во время учебного процесс. Их используют все – отличники и двоечники, мальчики и девочки, учащиеся элитных лицеев и рядовых сельских школ. Единственное исключение – школьники, участвующие в олимпиадах. Они меньше используют гаджеты во время уроков.
«Это можно объяснить более высокой учебной мотивацией и вовлечённостью в учебный процесс», — считают исследователи.

Pupil Sending Text Message On Mobile Phone In Class

Таким образом, способны отвлечься от просмотра страниц в Сети способны только те школьники, которые заведомо ставят перед собой высокие цели.
Исследователи также обнаружили, что смартфоны могут быть маркером профессиональности педагога. «Растущая доступность социальных сетей формирует более высокие требования к учителям: школьник отвлекается от гаджетов, только если урок действительно ему интересен», говорят в Институте образования.

Школа – это десять лет «Вконтакте»?

Для коммуникации и общения подростки с 12–14 лет, как правило, используют социальные сети, наиболее популярная среди которых — «Вконтакте». Именно ее указал 91% респондентов. Ученые констатируют, что с улиц практически исчезли подростковые компании – во многом благодаря соцсетям.
Присутствие школьника в социальной сети становится постоянным. Грань между виртуальным и реальным общением стирается, дети практически «живут» в онлайн. Только нечто особенно интересное может отвлечь от постоянного просмотра профилей.

«На фоне такой вовлечённости попытки школы запретить использование смартфонов на уроках или заблокировать доступ к социальной сети становятся для подростков всё более странными. Если учесть, что различий между респондентами, подчиняющимися таким запретам или нарушающими их, по академическим достижениям не обнаружено (за исключением участников олимпиад, которые, как правило, не заглядывают в свои смартфоны на уроках), то продолжение такой практики следует поставить под сомнение», — заметили исследователи.

Впрочем, умеренность необходима во всем. Чрезмерное увлечение технологиями и потакание детям не приводит ни к чему хорошему. Это начали понимать в некоторых европейских странах. В Финляндии министерство образования страны готовит закон, который разрешает учителю отнять у школьника гаджет на время занятий. Власти озабочены болезненной зависимостью от мобильных устройств и погружением в интернет-развлечения.

Group Of Teenagers Sharing Text Message On Mobile Phones
В Финляндии многие малыши уже с двух лет не могут обходиться без компьютерных игр. Все чаще развитие речи трехлетних детей отстает от принятых норм. Причиной являются гаджеты, говорят финские педиатры. Запретить смартфоны хотят не только детям, но и роженицам. Они больше не смогут общаться с друзьями в Сети, пока находятся в роддоме или в поликлинике. Медиков крайне раздражало, что мамочки сразу после родов хватались за телефоны, чтобы в соцсетях поведать о важном событии и напрочь забывали о новорожденном.

«Третья волна» накрыла школы

Ученые утверждают, что на школу сейчас обрушилась «третья волна информатизации». Это совершенно новый феномен. Пространство школы насыщено карманными персональными компьютерами учащихся. Это создаёт новые условия для информатизации обучения, но этот факт игнорируется учителями и чиновниками от образования. Школьная техника для учащихся становится бесполезной. Используя личные мобильные устройства, они не испытывают большого интереса к зачастую уже устаревшим школьным компьютерам.

«Учитель больше не является единственным авторитетным источником информации, поскольку объём доступной информации за счёт доступа в сети существенно выше… Школа неожиданно для себя оказалась в ситуации, когда обычный класс стал представлять собой сообщество продвинутых пользователей сети Интернет, постоянно находящихся онлайн и с лёгкостью переключающихся между учёбой, общением, развлечением. Как реагирует на это система? Школа искусственно погружает учащихся в совершенно не свойственную им среду, лишая всех этих возможностей», — говорят исследователи.

Исследование было проведено под руководством директора Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Катерины Поливаной. Авторы пришли к выводу, что гаджеты стали частью жизни детей, но школа мало замечает полезные возможности мобильных устройств. Это приводит к тому, что страдают отношения учеников и педагогов, дети хуже воспринимают школу и меньше хотят учиться, а самое важное – система образования игнорирует инновации.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

ЧИТАЙ О ВАЖНОМ

Отправим подборку лучших новостей за неделю