Сегодня:
$
Нефть
Золото

Первый самолет, который изменит мир

26 июля самолет на солнечной энергии Solar Impulse 2 завершил кругосветный перелет. Позади остались 9 стран, больше 500 летных часов и 40 000 километров. О том, как прошло это путешествие и что оно изменит в мире – в материале «Практика».

Что такое Solar Impulse 2

Один из самых амбициозных частных проектов нашего времени в области чистых технологий и энергии Solar Impulse стартовал в 2003 году — путь от исследований до пробного полета удалось пройти за шесть лет. В 2009-м появился первый прототип самолета на солнечных батареях — Solar Impulse 1 мог держаться в воздухе без посадки 36 часов и в 2010-м установил рекорд по продолжительности перелета на солнечных батареях. В 2013 году была готова вторая версия самолета с увеличенным временем беспосадочного перелета.

Двухместный самолет Solar Impulse 2 построен из углепластика и имеет огромные крылья большого удлинения, их размах составляет 72 м — больше, чем у Boeing-747-8 (68,5 м) и чуть меньше, чем у гигантского Airbus A380. Вес воздушного судна при этом всего 2,3 тонны — чуть больше чем у автомобиля Porsche Cayenne, кабина летательного аппарата также размером с салон машины.

На крыльях самолета установлено 17 200 солнечных элементов, которые вырабатывают энергию для электромоторов. Днем панели заряжают литиевые батареи самолета — и это позволяет ему лететь ночью. Поднимается самолет на высоту около 8 километров, максимальная скорость его равна 140 км/ч, однако она практически не используется — в основном он летит со скоростью 60-90 км/ч. Одна из самых забавных особенностей этого самолета— отверстие для руки пилота, с помощью которого можно делать селфи на большой высоте.

КТО ПРИДУМАЛ САМОЛЕТ

Самолет, способный совершить первый в истории человечества кругосветный полет вообще без топлива, разработали люди, напрямую не связанные с коммерческой авиацией. Идеологом проекта стал психотерапевт Бертран Пикар, которого называют «потомственным авантюристом»: его дед первым добрался на воздушном шаре до стратосферы и изобрел батискаф для изучения морских впадин, а он сам стал первым человеком совершившим беспосадочный перелет вокруг света на воздушном шаре в 1999 году.

Второе лицо проекта — Андре Боршберг, инженер, финансист и авиатор, служивший в швейцарских ВВС. Он начал финансировать исследования и помог привлечь к этому других инвесторов, большинство из которых не имеют никакого отношения к авиационной индустрии. Проект стоимостью около $150 млн решили спонсировать около 100 мировых компаний: от Google до Solvay. Корпорации не просто дают деньги, но и разрабатывают технологии для проекта: так, например, химическая компания Solvay сделала для самолета ультралегкие материалы. Создатели Solar Impulse даже назвали свой самолет «летающей лабораторией»: новые материалы, прошедшие тест в полете, можно будет применять в других областях — и это выгодно мировым компаниям.

КАК ПРОХОДИЛО ПУТЕШЕСТВИЕ

Кругосветное путешествие Solar Impulse 2 проходило отдельными этапами. Оно началось 9 марта 2015 года в арабском Абу Даби, и с этого момента самолет совершил 17 перелетов, преодолел более 40 000 километров и посетил девять стран. Самолет пролетел в том числе над Индией, Китаем, Японией и США, а после пересечения Атлантики он через Испанию и Египет вернулся в ОАЭ.

Предполагалось, что кругосветка продлится пять месяцев, однако некоторые этапы приходилось откладывать, а маршрут периодически менялся из-за неподходящих погодных условий или поломок. Все это время аппаратом посменно управляли два пилота, они же идеологи проекта — Бертран Пикар и Андре Боршберг. На земле за полетом Solar Impulse 2 следили 60 человек из Центра управления. Кроме того, когда самолет находился в небе, за ним можно было наблюдать в прямом эфире на сайте проекта.

Самый сложный участок пути представлял собой пять суток беспрерывного полета над океаном. Пилоты активно готовились к этому: занимались йогой, тренировали специальное дыхание и даже изучили техники самогипноза, чтобы расслабиться в замкнутом пространстве. В сиденьях самолета сделали встроенные туалеты, также, раскладываясь, они превращались в места для сна. Правда, спать в это время приходилось отрезками по 20 минут — таких в течение дня было 10-12, в эти минуты самолет работал на автопилоте.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО

Одной из главных задач проекта было доказать возможность перелетов на экологически чистых источниках энергии и показать потенциал «зеленых» технологий. Именно за ними будущее, считают Пикар и Боршберг, и с помощью Solar Impulse 2 они решили привлечь к этому внимание.

«Нам по-прежнему нужны обычные самолеты. Нам по-прежнему нужна нефть, нам по-прежнему нужен газ, но сегодня у нас есть достаточно чистых технологий, чтобы улучшить ситуацию в будущем», — рассказал создатель солнцелета в интервью «Ведомостям».

Цель проекта — не в том, чтобы выиграть соревнование с коммерческой авиацией, а в том, чтобы привнести новые технологии, провести исследование, двинуть вперед науку. По словам изобретателей, в короткой перспективе самолеты на солнечных батареях, конечно, не станут распространенными: хотя бы потому, что скорость обычных самолетов превышает скорость экологичных почти в 10 раз, а людей они могут перевозить сотнями. Тем не менее так называемая «чистая энергия» крайне важна для мира: ведь общеизвестен факт, что авиация является быстрорастущим источником антропогенных выбросов парниковых газов, а также наиболее загрязняющим окружающую среду видом транспорта (из расчета на одного пассажира на километр пути) . Изобретения, которые использовались я в Solar Impulse 2 — от сверхэффективных двигателей до масштабных солнечных батарей — способны найти применение в разных областях науки.

Станут ли самолеты на солнечной энергии обычным делом в будущем — неизвестно. «Я был бы сумасшедшим, если бы ответил „да“, и глупым, если бы ответил „нет“, — рассуждает Бертран Пикар. — Cейчас у нас нет технологий, чтобы перевозить пассажиров на самолете на солнечной энергии. Но у братьев Райт тоже не было необходимых технологий в 1903 году, когда они совершили первый полет в истории авиации. Но технологии развились дальше, и через 50 лет самолеты смогли перевозить по 200 пассажиров за рейс. Мне кажется, сейчас мы, как пионеры, должны открыть дорогу, открыть пути к новым способам мышления, новым способам действия, диверсификации источников энергии, более чистым технологиям, более легким материалам».

Читайте еще больше об этом:

Летающие автомобили начнут выпускать в 2017 году

Беспилотные автомобили: как они изменят ситуацию на дорогах

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

ЧИТАЙ О ВАЖНОМ

Отправим подборку лучших новостей за неделю