Сегодня:
$
Нефть
Золото

Стройка века: БАМ

Интересные факты о строительстве знаменитой железной дороги

Для старшего поколения аббревиатура БАМ не нуждается в расшифровке – о строительстве Байкало-Амурской магистрали слышали все. Но мы попробовали опросить нескольких молодых людей и поняли, что для них эта страница истории закрыта. Восполним пробелы: как строился БАМ и что происходит на «стройке века» сейчас, рассказывает Praktika.ru.

История магистрали: от БАМлага…

В 1932 году вышло постановление Совета народных комиссаров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», хотя топографическую разведку проводили с 1926 года. Проложить БАМ решили, во-первых, для связки Транссибирской магистрали и Якутска, богатого золотом, рудами и углём; во-вторых – на случай войны с Японией.

Рабочих рук на стройке не хватало: удалось набрать лишь 10% от требуемого количества. Не хватало жилья и столовых, зима длилась по семь месяцев, нередко ударяли морозы до минус 60 градусов, а летом людей изводили тучи мошкары, таёжного гнуса. Поэтому основную работу возложили на заключённых Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря (сокращённо – БАМлаг).

В годы Великой Отечественной войны строительство дороги продолжалось, хотя и с перерывами.

… до комсомольской стройки

В 1974 году БАМ объявили всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Молодёжь со всего Советского Союза активно участвовала в создании магистрали – более миллиона первопроходцев. Были бригады из Венгрии, Болгарии, Монголии. Для стройки закупали самую современную технику: например, 10 000 грузовиков Magirus-Deutz общей стоимостью почти 1,5 млрд дойчмарок; японская подъёмные краны и экскаваторы. Активно участвовала авиация.

Строительство началось сразу в трёх направлениях: комсомольцам досталось западное (Лена – Тында) и центральное (Бамовская – Тында), а военным железнодорожникам – восточное (Дипкун – Комсомольск-на-Амуре). Работали люди с энтузиазмом, ударными темпами. Именно бамовцы придумали способ сохранения вечномёрзлых грунтов с помощью термосвай (жидкостных систем охлаждения). На термосваях стоят жилые дома, мосты, локомотивные депо БАМа.

Ребят и девушек не пугали ни бытовые неудобства, ни тяжёлый климат. Была ещё одна опасность: высокая сейсмическая активность в местах прохождения магистрали. В 1957 году произошло Муйское землетрясение в 11 баллов – сильнейшее на территории всего бывшего СССР. Образовались трещины длиной 300 км, возникли новые озёра, сдвинулись русла рек.

Но не только работа интересовала молодёжь: за время стройки было создано немало новых семей. Большинство из них оставалось жить на БАМе. Поэтому параллельно с железной дорогой появлялись дома, школы, больницы, учреждения культуры, здания вокзалов. В октябре 1984 года в торжественной обстановке произошла «золотая стыковка» – соединение всей трассы от Тайшета до Ванина. Это событие вызвало в стране всеобщее ликование.

Итоги строительства

Несмотря на то, что основная часть дороги была построена к 1984 году, строительные работы продолжались и позже. Только в 2003 году сдали в эксплуатацию Северо-Муйский тоннель – самый длинный тоннель в России, протяжённостью более 15 км.

БАМ – в числе самых крупных магистралей в мире, длиной 4300 км. Трасса проходит через 7 горных хребтов, более двухсот 200 станций и 60 населённых пунктов, пересекает более 3000 водных преград, в том числе 16 крупных рек. Для магистрали построено 2230 мостов и пробито 10 тоннелей (среди бамовцев даже был популярен лозунг «Тоннели строят настоящие мужчины»). Участвовало в строительстве более 2 млн человек. Ежегодный объём грузоперевозок составляет порядка 12 млн тонн.

Интересные факты

– Идея создания БАМа не была советской. Такой проект обсуждался ещё в 1888 году Русским техническим обществом, но после проведённой экспедиции был признан «безусловно невозможным».

– Наземная разведка в условиях тайги была очень сложной и рискованной, поэтому в 1936 году впервые применили метод аэрофотосъёмки. Понадобилось закупить целый авиапарк и создать специальное бюро аэрофотосъёмочных работ в Бамтранспроекте.

– В 1942 году по решению Государственного Комитета Обороны сняли звенья пути и мостовые фермы с уже готового участка до Тынды. Их перенесли на строительство железной дороги Сталинград – Ульяновск.

– Многие посёлки, города и станции БАМа строились одной республикой, краем или городом. «Персональные» населённые пункты строили азербайджанцы, армяне, белорусы, грузины, казахи, латыши, литовцы, молдаване, таджики, туркмены, узбеки, украинцы, эстонцы. Москвичи строили Тынду, а жители Подмосковья – Тутаул и Дипкун.

– В честь БАМа назван астероид, открытый в 1969 году Крымской обсерваторией. Порядка 20 песен и несколько документальных фильмов посвящено строительству БАМа.

– Несмотря на то, что главным словом в аббревиатуре БАМ является слово женского рода («магистраль»), само понятие БАМ употребляется в мужском роде.

А что сейчас?

Получивший мировую известность БАМ стал частью туристического проекта ОАО «РЖД». Железнодорожная компания предлагает жителям России и других стран совершить путешествие по Транссибирской магистрали. В пути предстоит проехать и через Байкало-Амурскую магистраль.

Крупная узловая железнодорожная станция в Тынде

В 2014 году президент Владимир Путин, поздравляя железнодорожников с 40-летием решения о начале строительства магистрали, признал: «БАМ был не только большой стройкой, но и большим вызовом для страны. Он и военно-стратегическое значение имел, и народно-хозяйственное».

Президент отметил, что люди, работавшие в сложных климатических и геологических условиях, совершили трудовой подвиг. При этом Путин подчеркнул, что существующих мощностей уже не хватает и необходимо прокладывать вторые пути, которые увеличат проходимость трассы в 2-3 раза: «Это позволит закрепить за страной статус мощной транспортной державы».

Так в 2014 году началось строительство новой железнодорожной ветки БАМ-2.

Оставить комментарий

avatar
STP
Гость

Очередное “история началась с 17-го”.
На самом деле изыскания по Ленской дороге начались задолго до октябрьского переворота:
“Благожелательное отношение к строительству «Ленской» дороги позволило в период 1907-1914 годов выполнить для этой цели ряд изыскательских работ. Экспедиции под руководством инженеров Адрианова, Половникова, Пушечникова,
и Чмутова прошли по многим маршрутам от разных станций Транссиба (Канск, Ключи, Тулун, Тыреть, Иркутск) и между отдельными поселениями в направлении Братского Острога и Усть-Кута. Э.И. Михайловским в 1911 году был обследован маршрут от Тайшета до Братского Острога, предложенный ещё в 1888 году. Это всё были опытные инженеры, возглавлявшие строительство отдельных участков Транссиба.”

Людмила
Гость

Прожили на БАМе 37лет,конкретно в Тынде. Статья написана дилетантом, как будто студент писал реферат. Вкратце скажу.Бам начинается с Усть-Кута,это Лена,а заканчивается в Комсомольске-на-Амуре,а не в Ванино. Бригады болгар,венгров и монголов никогда не работали на БАМе в качестве граждан этих стран.Работали граждане СССР.Про тоннели говорили только там где строили их,а в остальных местах БАМа эта фраза не употреблялась.Можно много чего еще вспомнить.

Максим
Гость

На западных участках БАМа работало несколько студенческих отрядов из ГДР.
Ургал строили комсомольцы УССР. И проект тоже родом из Киева.

Александр Владимирович
Гость

Укропному Максиму:
ты забыл ещё добавить, что первый прораб был из укропии и первый рельс (правый) был сделан в укропии тоже

Edvid
Гость

Сравним возможности дореволюционной “отсталой России” и СССР. Отсталая Россия построили двухколейный Трансиб за десять лет. Бам значительно короче и одноколейный СССР строил вдвое дольше…