Автоконцерн Nissan анонсировал старт продаж беспилотного автомобиля – уже в августе 2016 года планируют выпустить первую партию, а к 2017-му японская компания готовится оснащать технологией и популярные модели Qashqai." />
Сегодня:
$
Нефть
Золото

Беспилотные автомобили: как они изменят ситуацию на дорогах

Автоконцерн Nissan анонсировал старт продаж беспилотного автомобиля – уже в августе 2016 года планируют выпустить первую партию, а к 2017-му японская компания готовится оснащать технологией и популярные модели Qashqai. Однако безопасность такого вида транспорта до сих пор вызывает сомнения у экспертов. О том, чем грозит человеку автомобиль будущего — в материале «Практика».

Когда беспилотники начнут выпускать серийно

Первым беспилотным автомобилем японской компании станет минивэн Serena, он будет оснащен комплексом автономного вождения ProPilot. Правда, эту технологию нельзя назвать полноценным автопилотом: благодаря ей машина будет способна только самостоятельно двигаться по магистралям, удерживаясь в выбранной полосе. Для поворота или перестроения водителю придется брать управление на себя. Цена такого автомобиля составит около 2 миллионов рублей. В следующие несколько лет японский концерт планирует оснащать технологией и другие свои машины и научить их полностью автономному вождению, по типу автомобилей Tesla.

Совсем недавно, в июле, стало известно и о том, что немецкий концерн BMW, американский производитель процессоров Intel и израильская компания Mobileye подписали соглашение о совместной разработке технологии автономного вождения. Свой самоуправляемый автомобиль они планируют вывести на рынок через пять лет. В ближайшие годы планируют представить свои беспилотные автомобили также Google и Apple. Объявляли о создании автопилота и другие мировые корпорации: Volkswagen, Volvo, General Motors, Toyota и даже «КамАЗ».

СТАНУТ ЛИ МАШИНЫ СМЕРТЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ

За последнее время сообщалось как минимум о трех происшествиях с участием высокотехнологичных автомобилей, и если дважды обошлось без жертв, то в аварии, случившейся 1 июля, погиб человек — водитель Tesla Model S, двигавшейся с активированной функцией автопилота.

В момент ДТП тягач с полуприцепом двигался по шоссе перпендикулярно, поэтому, пишет N+1, камеры системы управления автомобилем и сам водитель не распознали покрашенный в белый цвет полуприцеп на фоне светлого неба. Радар не сработал из-за того, что настроен игнорировать высоко находящиеся препятствия (иначе, по словам Илона Маска, автомобиль постоянно тормозил бы из-за ложного срабатывания на дорожные знаки). В результате ДТП электромобиль въехал под прицеп и верхняя часть машины оказалась смятой — смертельный исход был неизбежен.

Рассказывая о произошедшем, представители Tesla отметили, что функция автопилота отключена по умолчанию и находится в стадии публичного бета-тестирования. При этом формально от водителя требуется при движении с включенным автопилотом следить за дорогой и постоянно держать руки на руле, но на практике владельцы Tesla часто игнорируют это требование — некоторые даже засыпают в водительском кресле.

Такова первая опасность, которая грозит владельцам беспилотных автомобилей: система пока еще не совершенна, но многие забывают о том, что ей необходим человеческий контроль — и это приводит к авариям.

Задаются специалисты в области транспорта и другим вопросом: как прописать необходимые действия для автопилота в сложных этических ситуациях на дорогах, когда столкновения избежать невозможно. Например, как должен вести себя беспилотный автомобиль, который с пассажирами едет на большой скорости, и вдруг перед ним оказывается толпа из десяти человек, а машина затормозить не успевает? Как запрограммировать поведение машины — она должна спасти жизни прохожих, не щадя пассажиров, или любой ценой защитить хозяина авто? Такие вопросы сформулировали ученые Тулузской школы экономики во Франции вместе с коллегами из США.

Вероятно, машина может действовать по принципу уменьшения числа жертв. В таком случае один человек меньше десяти, и «правильный» ответ очевиден. Только вот вопросы все равно остаются: станет ли кто-то покупать машины-убийцы?

После опроса 400 человек ученые выяснили, что абсолютное большинство из них считает, что главная задача бортового компьютера машины — минимизировать количество жертв. Впрочем, отметили исследователи, никто из опрошенных не представлял себя на месте водителя машины и руководствовался неким абстрактным представлением о всеобщем благе. Должны ли меняться алгоритмы движения, если речь идет не о взрослых, а детях, не о гибели, а об увечьях, а также кому в случае ДТП хозяева машин должны направлять иск — ответы на эти вопросы необходимо закрепить законодательно. Пока же, предупреждают ученые, в интересах каждого не покупать такие машины и не зависеть от решения компьютера.

Беспокойство у мирового сообщества вызывает и то, что беспилотный транспорт можно использовать в преступных целях. Так, например, в ФБР опасаются, что такие машины пригодятся фигурантам уголовных дел: с их помощью они смогут уходить от полицейских погонь или даже убивать преследователей. В докладе ФБР сказано, что «злоумышленники могут прибегать к действиям, которые требуют использования „обеих рук“ (например, отстреливаться) и при этом получат возможность не следить за дорогой, что сейчас представляется невозможным». Кроме того, опасения связаны и с возможностью перепрограммировать системы безопасности: имея преступный умысел, автомобиль можно заставить игнорировать светофоры и знаки ограничения скорости. И наконец, беспилотники могут привлечь внимание террористов: в такой автомобиль легко заложить бомбу, которая сама доберется до места назначения.

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

Несмотря на большой объем справедливых опасений, эксперты признают, что в общей массе беспилотные автомобили все-таки должны снизить количество аварий на дорогах. Автопилот, в отличие от живого водителя, видит больше и не отвлекается, так что риск для всех участников движения должен быть существенно снижен. «На данный момент водители в США попадают в аварии с летальным исходом в соотношении 1 авария на 100 миллионов пройденных миль. В идеале мы хотим, чтобы беспилотники были безопасны хотя бы на этом же уровне. Но не похоже, что мы сможем доказать это в скором времени», — говорит Ниди Калра из Американского стратегического исследовательского центра RAND.

В период с 2009 по 2015 год Google прогнал свои машины в общей сложности через 1,3 миллиона миль — этого даже приблизительно недостаточно для четкого статистического заключения о безопасности. Более того, для подобных заключений нужны десятилетия и сотни миллионов миль пробега. «У меня есть предчувствие, что к тому времени когда производители будут готовы продавать эти машины, мы все еще не будем знать наверняка, насколько они безопасны, — рассказывает Калра. — Нам придется принимать эти решения в условиях неопределенности».

Существует еще целый ряд законодательных вопросов, на которые пока нет ответа: как страховать беспилотники, и кто конкретно будет нести ответственность в случае аварии — владелец автомобиля или производитель. Решения, вероятно, будут приниматься уже тогда, когда беспилотники займут свое место на дорогах всего мира.

Читайте далее:

Что мешает появлению беспилотных автомобилей

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

В московском метро запущен поезд на автопилоте

В московском метро начал ходить первый поезд на автопилоте. Он курсирует на Кольцевой линии.

Власти планируют запустить еще два таких поезда, сообщает пресс-служба мэра Москвы. В таких поездах система автопилота берет на себя все основные функции по управлению. Правда, наличие машиниста в кабине все равно необходимо.

Поезд, оснащенный автопилотом, может останавливаться с точностью до трех сантиметров от платформы. Машинист может взять управление на себя в любой момент. Кроме того, система следит за тем, чтобы двери для пассажиров открывались, только когда поезд подошёл к платформе.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Как успевать читать всё интересное?

Получайте лучшие материалы в нашей рассылке