Сегодня:
$
Нефть
Золото

Как эффективнее передвигаться по городу

Автомобили в городских условиях уступают по эффективности даже пешеходам, а велосипеды далеко не всегда могут заменить машины. Об этом говорят результаты исследования в рамках научного проекта FLOW. Британская компания PTV Vision Traffic опубликовала видео по этому исследованию, на котором сравниваются разные виды транспорта по их способности перевозить пассажиров. О том, что из него становится ясно, в материале «Практика». 

 

Гонки общественного транспорта

На первом видео сравнили движение автомобилей, поездов, автобусов, трамваев, велосипедов и пешеходов. В результате первыми пришли автобусы, им потребовалась 31 секунда на весь путь. Вторыми были трамваи (32 секунды), а третьими к финишу прибежали пешеходы (38 секунд). Хуже справились велосипеды (1:59) и только потом пришли автомобили (04:08).

Авторы исследования приходят к выводу, что в условиях города скорость и маневренность вовсе не дают автомобильному транспорту преимущества перед общественным.

Результаты логичны для плотного городского трафика, а не для длинных дистанций.

 

Гонка с нагрузкой

На втором видео проиллюстрировали похожий эксперимент, но на этот раз максимально загрузили каждую единицу транспорта (в предыдущем случае учитывалась средняя загруженность транспорта). Теперь автомобили оказались на предпоследнем месте по эффективности, обогнав велосипеды. На первом месте по-прежнему автобусы и трамваи.

 

«Мне нужно пространство»

На третьем видео показано, сколько места нужно разным видам транспорта, чтобы за одно и то же время перевезти 200 пассажиров через линию. Получилось, что машинам нужна 8-полосная дорога, чтобы не отстать от трамваев, идущих по одной паре рельс. Велосипедам понадобилось вдвое меньше пространства, чем машинам, но в 4 раза больше, чем пешеходам. И опять-таки это правило действует только в условиях загруженного городского трафика с частыми остановками на светофорах.

 

Чего хотят горожане от транспорта?

По результатам исследования Яндекса жители Москвы часто спрашивают о таких маршрутах, где удобнее ехать не на метро, а наземным транспортом. В основном это перемещения по окраинам города или между соседними ветками метро. Наиболее востребованными оказались маршрутки — они ходят по всему городу, а с их линиями люди знакомы гораздо хуже.

Каждый день пользователи из восьми исследованных городов задают Яндексу более 170 тысяч запросов про различные виды транспорта. Больше всего люди ищут расписания, схемы метро, билеты и информацию о маршрутах.

725b74

Москвичи чаще, чем пользователи из других городов, спрашивают про метро и электрички, петербуржцы — про маршрутки и паромы, жители Казани — про автобусы, Омска — про троллейбусы и поезда, екатеринбуржцы — про трамваи.

Маршрутки оказались самым популярным видом транспорта — во всех городах, где они есть, они чаще других видов транспорта встречаются в маршрутах, которые прокладывают пользователи Яндекс.Карт.

 

Рейтинг эффективности от эксперта

 

untitled-1

Султан Владимирович Жанказиев, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного института

Можно выделить пять видов городского транспорта, которые важны для горожан: городской пассажирский транспорт, причем его можно рассматривать отдельно (есть маршруты по выделенным полосам и маршруты в общем потоке), также мы говорим о транспорте индивидуального пользования ― автомобилях граждан, о такси (или же автомобили по найму ― каршеринг), велотранспорте и двухколесном (мотоциклы, мопеды, скутеры).

Для того чтобы оценить сравнительную эффективность транспорта, надо понимать, что все относительно. Для одних передвижений и параметров дороги будет эффективным один транспорт, а для других ― другой. Надо также учитывать, что каждый человек, который передвигается по городу, двигается по назначению: из точки А в точку Б.

Если эта дистанция незначительная (примерно 3-4 км) в теплое время года приоритетным по эффективности будет велосипедный транспорт. Этот год показал, что ресурс у двухколесного и велотранспорта в Москве очень большой ― было много проектов, посвященных развитию велодвижения. Недостаток велосипедов в том, что в холодное время года их невозможно использовать. Также при пользовании велосипедами не возьмешь с собой объемную сумку или чемодан.

При плотном трафике для передвижения на расстояние от 5 км самые эффективные ― мотоциклы. Причем снег существенно не ограничивает их движение, помеха для них только мороз.

Теперь общественный транспорт и автомобили. Каршеринг, как мне кажется, это не проработанная бизнес-модель, она будет еще шлифоваться. Пока это недоступный массовому потреблению бизнес не только в России, но и в некоторых европейских странах. Это концепция транспорта будущего, и это, скорее, технология, а не сервис. Такси ― удобная транспортная услуга, которая в последнее время стала значительно дешевле. Количество заказов выросло в два раза и продолжает расти. Сегодня это даже является альтернативой приобретению собственного автомобиля. Элементарная арифметика показывает, что в целом пользоваться такси даже в течение нескольких лет выгоднее, чем покупать свой автомобиль. Главное преимущество в том, что у пассажира не заняты руки, и он может по дороге заниматься работой или говорить по телефону. Недостаток – в непредсказуемости квалификации водителя. Услуга такси пока доступна тем, кто более гибок в принятии решений.

Общественный транспорт, если он двигается не по выделенной полосе, не имеет никаких преимуществ ― он заложник потока. Поэтому для общественного транспорта надо везде, где можно, выделять полосы. А это возможно, если полос в одном направлении не меньше трех. Но в центре выделенные полосы ― редкость. Так что тенденция последних нескольких лет показывает, что, к сожалению, системного перехода с индивидуального транспорта на общественный не происходит. 

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Как успевать читать всё интересное?

Получайте лучшие материалы в нашей рассылке