Сегодня:
$
Нефть
Золото

6 известных стартапов, которые начали за здравие, а кончили за упокой

Истории успеха блестящих стартапов, взявшихся из ниоткуда, вдохновляют и опьяняют. Кажется, стоит только придумать интересную идею, и она тут же превратится в золотую жилу. Но мир постиндустриальной экономики полон оглушительных провалов, и от них не застрахованы даже известные и оригинальные проекты. «Практика» вспомнил самые известные стартапы, которые скоропостижно скончались, так и не увидев жизни.

Skarp

Создатели проекта Skarp обещали разработать лазерную бритву, которой невозможно порезаться, но на деле провернули чуть ли не главную стартап-аферу года. Любопытная идея оказалась востребованной — вместо необходимых 160 тысяч долларов команде Skarp удалось собрать на Kickstarter 4 миллиона. Они много говорили о несуществующем гаджете как о «революции в мире бритья» и обещали отправить покупателям первые бритвы уже в марте 2016 года. Но многие эксперты сомневались, что такой гаджет вообще можно изготовить. Интернет-пользователи также были настроены насторожено.

Скептики оказались правы — Skarp не смогли представить администрации Kickstarter рабочий прототип проекта и его дополнительные технические характеристики. Стартап пришлось закрыть, а собранные деньги отправить обратно жертвователям.

Secret

Анонимная социальная сеть — гениальное изобретение в мире цифрового эксгибиционизма. Для запуска Secret основатель стартапа Дэвид Байтау привлек 1,2 миллионов долларов, а всего за время работы приложения собрал 35 миллионов долларов. Принцип работы Secret такой — сеть анализирует контакты из записной книжки и электронной почты и формирует ленту. Вы никогда не узнаете, кто из ваших знакомых написал тот или иной пост, ваши сообщения также остаются анонимны. Нажав лайк, вы отправляете секрет в ленты всех ваших контактов. Также можно посмотреть секреты людей, которые находятся поблизости.

Поначалу доверие инвесторов более чем оправдывалось. Едва запустившись, Secret наделал много шуму в Кремниевой долине, став главным источником сливов и инсайдов в IT-отрасли. Приложение очень быстро добралось до Москвы и моментально поссорило всех со всеми. Первыми Secret оккупировали московские работники медиа. Именно из Secret стало известно о грядущем уходе Александра Горбачева из «Афиши» и о задержках зарплат и гонораров в Look At Media. Все говорили о Secret как о втором пришествии Митлука — сайта сплетен о модниках из ЦАО.

Закончилось все скверно. Сначала Secret устроил редизайн, вызвавший недоумение. Потом из компании начали бежать сотрудники. А в апреле 2015 года Дэвид Байтау сообщил, что то, что вышло из Secret, не соответствует его первоначальному замыслу, после чего закрыл проект.

Circa News

Основатели запущенного в 2012 году стартапа Circa News Бен Хью и Мэтт Галлиган решили устроить революцию в медиа и полностью изменить процесс потребления новостей. Они сделали вывод, что у современного пользователя нет времени на чтение новостей, а листать ленту фейсбука и нажимать понравившиеся ссылки — это прошлый век.

Идея Circa — отсечь лишний информационный шум и получать новостные заметки только на нужные темы и только маленькими порциями. Это позволило бы изучать те или иные сюжеты со всех точек зрения и экономить время. Фаундеры собрали 5,7 миллионов долларов от инвесторов и три года развивали проект с таким упоением, что напрочь позабыли о финансовом менеджменте. В итоге деньги закончились, а перспективный стартап пришлось закрыть.

Ё-мобиль

Проект Михаила Прохорова по выпуску гибридных автомобилей стал одним из символов медведевской имитации инноваций. О планах создать экологичный автомобиль российского производства стало известно в апреле 2010 года. «Ё-мобили» должны были стать дешевой и современной альтернативой иномаркам — планировалось, что цена одной машины составит 350-450 тысяч рублей.

В 2011 году в компании «ё-АВТО», которая должна была выпускать «Ё-мобиль» сообщили, что будет построено 5-7 заводов по сборке автомобилей в России и два в Европе. В том же году на «ё-мобиле» покатали Владимира Путина. Он съездил на нем из своей резиденции в Ново-Огарево в Горки к Дмитрию Медведеву. Массовый выпуск автомобилей был намечен на 2015 год.

Компания постоянно делала громкие заявления о своих планах и упорно срывала сроки всех этапов проекта. Федеральные каналы что есть мочи твердили о том, насколько эта разработка уникальна и важна, но россияне отказывались воспринимать стартап всерьез и вместо этого хохотали в интернете над его названием.

В 2014 году евро и доллар скакнули вверх, а российский авторынок вошел в стадию кризиса. Это окончательно похоронило проект, ведь производство «ё-мобилей» стало нерентабельным. Илона Маска из Михаила Прохорова не получилось, и он передал все наработанные технологии российскому автомобильному институту НАМИ за символическую сумму в 1 евро.

Plastic Logic

Российская госкорпорация «Роснано» — рекордсмен по неудачным стартапам. За что компания ни возьмется, почти ничего не получается. Самый удивительный кейс — это сотрудничество с компанией Plastic Logic. История началась с того, что Министерство образования решило внедрить электронные учебники в несколько школ ради эксперимента. Вместо того чтобы просто приобрести детям готовые устройства, было решено наладить производство инновационных гибких планшетов в России. Для этого «Роснано» выделил Plastic Logic $150 миллионов.

Но в 2013 году у Plastic Logic сменился гендиректор и стратегия. Компания отказалась от выпуска собственных гаджетов и начала разработки в области пластиковой электроники. В итоге вместо гибкого учебника Plastic Logic на деньги «Роснано» выпустили совсем другой продукт. Он называется PopSlate и это ни что иное как чехол для шестого айфона со встроенным некремниевым монохромным дисплеем.

Фактически, деньги были вложены в технологию разработки электроники на некремниевой основе, но это мало меняет ситуацию — ни российского электронного учебника, ни гибкого планшета мы не увидели. Зато увидели 2,5 миллиарда чистого убытка «Роснано» за первое полугодие 2015 года.

Solyndra

Когда ты делаешь ставку на определенную технологию, нужно отдавать отчет, что конъюнктура всегда может радикально измениться, и ты останешься ни с чем. Калифорнийский стартап Solyndra занимался разработкой и производством солнечных батарей нового типа. Они хотели заработать на этом 2 миллиарда долларов. Но батареи оказались никому не нужны, потому что внезапно рухнули мировые цены на кристаллический кремний.

Solyndra же основаны на другом типе полупроводника, поэтому они с треском проиграли конкурентам в цене. Начались массовые увольнения, закрытие производства и возврат денег инвесторам. К слову, инвесторы потерпели серьезнейшие убытки — к ним вернулась лишь малая часть денег из 733 миллионов долларов, вложенных в проект.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Как успевать читать всё интересное?

Получайте лучшие материалы в нашей рассылке