Сегодня:
$
Нефть
Золото

Тайны зимних сказок: Морозко

Искусство – волшебный сундук, закодированный представлениями человека о мире. И одним из древнейших сокровищ этого сундука является сказка. Сквозь века она воспроизводит и транслирует мир давно ушедшей эпохи, где жизнь текла совершенно по иным правилам.

Так, сказка «Морозко», где злая мачеха выгоняет падчерицу в лес, а вывозит ее туда родной отец, приобретает совершенно другое значение, если мы будем объяснять поведение героев, опираясь не на наш современный жизненный уклад, а на логику древнего человека.

Старик вывозит дочь в лес не потому, что у него слабый характер и он не может возразить своей новой жене. Он делает это для того, чтобы дочь его прошла очень важный для славян обряд взросления. Ведь если вспомнить вариант сказки в обработке Афанасьева, дочь старика достигла возраста невесты. И ее пора выдавать замуж.

Таким образом, глубинный смысл сказки «Морозко» – это  прохождение обряда инициации. Для его проведения древние люди изгоняли своих детей-подростков на ночь из дома и лишали их огня. Выжившие возвращались домой и получали право на брак и на слово,  –  все то, чем может обладать взрослый человек в отличие от отрока. Ведь отрок – это тот, кого отрекли от речи, тот, кто еще не имеет права голоса на собраниях рода.


Старик оставляет дочь под огромной сосной. А сосна, как и дуб, и береза, является Мировым Деревом – то есть осью мира славянской жизни. Помните песню «Во поле береза стояла»? Корни дерева находятся в царстве мертвых (это мы сейчас вздрагиваем при этих словах, а для славян царство мертвых – это мир предков, а предки –  это всегда сила и мощь), ствол дерева соотносится с миром живых, а ветви упираются в небесный свод – в мир богов. Например, стук по дереву – чтобы не спугнуть удачу и что-то не сглазить – на самом деле означает обращение к помощи духов предков, ведь стучим мы по Мировому Дереву.

Вернемся к нашей юной героине, которая оказывается под Деревом. Тут к Настеньке является предок, зашифрованный в образе Морозко. Предок необходим для проведения обряда инициации. Также Морозко является языческим богом зимы, который «с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает», усиливая тем самым зимнюю стужу.

Настенька проходит испытания морозом и доказывает свое право быть взрослой. В знак этого Морозко-предок дарует девочке сундук с приданым. Ведь теперь она является полноценной невестой, и ее ждет благополучное замужество!

Конечно, сегодня при знакомстве детей с этой сказкой принято говорить, что Настенька добрая, кроткая, и поэтому она получает вознаграждение. Но это мы сейчас так думаем. Изначальная же мотивация поведения героини – это демонстрация физической выносливости и почитания предка. Ведь только сильная женщина может дать роду здоровое потомство. И только почитающая старших женщина сможет продолжить традиции общины.

А потом приходит дочь мачехи и все делает не так. Мы видим, что она не способна пережить мороз – соответственно, она не приспособлена ко взрослой жизни: не знает, как вести себя с предком, и не обладает выносливостью. В некоторых версиях Морозко дарит сводной сестре Настеньки антиприданое и позорит ее. Хороший брак такой девушке уже «не светит». В более суровых вариантах «бог-предок» убивает девицу холодом, и наутро старик привозит злой бабе дочерины косточки.

Вот так сказка сквозь столетия несет в себе не выдумку народа, а настоящую, ушедшую вглубь веков быль. Оттого-то Александр Сергеевич Пушкин и писал, что «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Оставить комментарий

avatar