Сегодня:
$
Нефть
Золото

Тайны зимних сказок: «Серебряное Копытце»

Какого чуда ждали герои сказки и советские дети?

«Серебряное копытце» – любимая книга детства многих, кто сегодня уже повзрослел. И хотя в ней нет ни единого слова о новогодних праздниках, представить Новый год без ватных игрушек под ёлкой в виде волшебного козлика и без мультфильма о нём по телевизору советские дети никак не могли. В чем секрет этой зимней истории? За объяснениями отправимся в прошлое.

Написал «Серебряное Копытце» Павел Петрович Бажов – скромный уральский учитель и собиратель фольклора. По календарю тогда шёл 1938 год. Время непростое. Рождество уже не праздновалось как лет 20, а Новый Год превратился в обычную календарную дату. 1 января люди не поздравляли друг друга с новым счастьем, а просто-напросто начинали отсчёт нового рабочего и финансового периода.

Что же касается литературных волшебных сказок и сказов – так они, мягко говоря, совсем не приветствовались. Большевики считали их «барской выдумкой» и сущей безделицей. Ведь негоже слушать сказки и жить иллюзиями в то время, когда так необходимо строить светлое будущее.

Но люди хотели праздника. Они жаждали волшебства. «Давайте организуем к Новому Году детям хорошую елку!» – писали с призывом  в газете «Правда». И что же случилось? В скором времени в Доме союзов провели первую официальную ёлку, куда пригласили отличников со всех московских школ. Да, чудо свершилось, пусть и в контексте идеологии партии. Ёлку украсили флажками с советской атрибутикой. Золотые цепи приобрели символ «сцепки» рабочего класса с крестьянством. А красная звезда означала победу всемирной революции. Это произошло в 1937 году.

А через год вышел волшебный сказ Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце». Среди литературной пустыни детских сказок засверкало волшебное копытце козлика яркими хризолитами, осветило серые будни и принесло с собой праздник.

Для того чтобы сказ был всё-таки опубликован, Бажов не стал заявлять о своём авторстве, а отдал в печать «Копытце» как фольклорное произведение в обработке. Фольклор ведь – творение  народное. А какие претензии могут быть к народу? Если что и не так – конкретного-то автора нет!

Таким образом, Бажов придумал якобы народную сказку о том, как уральские рабочие добывали самоцветы. Оттого «Серебряное копытце» заканчивается фразой «А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали».

К фольклору также приближают эту книгу имена героев. Кокованя – одинокий старик, который удочерил сиротку Дарёнку, – получил своё имя неспроста. Именно так на Урале звали тех, у кого родни совсем не осталось. Вот они и кукуют теперь по жизни в одиночестве. Вы наверняка слышали такое присловье: «Кукуй, Ваня!» Знайте, что отсюда и Кокованя. Дарёнка же в сказе – это подарок судьбы. Дар Божий, который скрашивает быт одинокого старика.

Жизнь героев проста и спокойна, но оба они ждут чуда – хотят увидеть Серебряное копытце. И однажды сказка приходит к ним в дом:

«Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка – кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. Тут вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зелёные, бирюзовые – всякие».

Интересно то, что старик Кокованя и сиротка Дарёнка не бегут собирать драгоценные камни. А стоят в изумлении, очарованные такой невидалью. Ведь не сокровища они хотели получить, а увидеть то, что чудо в жизни существует! Этого же чуда ожидали люди 80 лет назад. Его же ожидаем мы сегодня. Но давайте заглянем в свою жизнь, может быть, оно уже здесь?

Оставить комментарий

avatar