Сегодня:
$
Нефть
Золото

Московское такси: с 1925 года до настоящего времени

21 июня отмечает свой день рождения московское такси. Сегодня ему исполнилось 90 лет. За это время столичный извоз проделал путь от сотни автомобилей до десятков тысяч, испытывая кризисы и становясь символом города. О том, как менялся облик столичного такси, читайте в нашем материале.

До прихода к власти большевиков в городе уже работали таксисты: первая таксомоторная компания «Товарищество автомобильного передвижения» была основана в 1908 году. Но более распространёнными были извозчики с лошадьми — автотакси было не более трёх сотен.

Одним из поворотных решений в деле развития московского такси стало постановление правительства СССР 1938 года. Согласно ему следовало всячески развивать таксомоторную систему. За тот год количество автомобилей-такси выросло в 3,5 раза, но это так и не обеспечило потребности растущего города. На улице такси приходилось долго ждать. Зато все они были отечественного производства. В конце 1930-х маршруты связали Москву с Ногинском и Бронницами.

В 1948 году вводится специальная расцветка автомобилей — светлый верх кузова с серым низом, чтобы на улицах было легче отличить такси от других автомобилей. А самое примечательное в новом дизайне — шашечки на бортах и фонарь на крыше, показывавший цветом, свободно ли такси.

К 1985 году в городе работали 17,5 тысяч такси. К распаду Советского Союза — 15,4 тысяч.

В советское время купить автомобиль было сложно — их было мало. В современной же России рынок автомобилей начал расти большими темпами. Трудности с получением работы подталкивали людей к занятию частным извозом, в просторечии это называется «бомбить». Извозчики-одиночники составляли конкуренцию таксомоторным компаниям, занижая цены часто в ущерб безопасности. Отсюда возник народный термин «шахид-такси».

В начале 2000-х закон о такси, по сути, не соблюдался. Между официальными таксистами и неофициальными извозчиками на улицах часто возникали конфликты. К концу «нулевых» зарегистрированных такси насчитывалось около 9 тысяч.

В 2011 году проблему «бомбистов» городские власти начали решать с помощью выдачи бесплатных лицензий. С 2013 года такие лицензии можно получить только таксистам с автомобилями жёлтого цвета. Сегодня заказать автомобиль можно не только по звонку или поймав на улице, но и через мобильные приложения. Например, в октябре 2011 года в Москве было запущено мобильное приложение Яндекс.Такси. Некоторые компании даже позволяют выбрать себе понравившегося водителя и отследить его путь по карте в режиме онлайн.

Соперничество между классическими таксомоторными компаниями и интернет-агрегаторами привело к трехдневной забастовке таксистов в феврале этого года. Однако, даже по признанию организаторов, забастовка не оказала на рынок никакого единовременного эффекта, тем не менее, она поставила на уши столицу.

По данным московской мэрии, сейчас в сегменте перевозок такси задействованы более 65 тысяч автомобилистов.

Читайте далее — Таксомоторное рабство
Как устроен рынок такси в России, и почему это выгодно всем, кроме самих водителей

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Из-за нового законопроекта Минтранса могут вырасти цены на такси

Министерство транспорта готовит поправки в законопроект, в связи с которыми цены на такси могут вырости.

Как сообщает РБК со ссылкой на поправки Минтранса, сервисы такси не смогут сами устанавливать тарифы, не согласовав их с компаниями-перевозчиками. При этом, по словам сотрудника одного из такси-агрегаторов, согласование тарифов будет действовать «не в пользу клиентов».

Помимо этого, Минтранс планирует потребовать от агрегаторов более тщательно выбирать компании перевозчиков, проверяя их разрешение на перевозку и документы о праве на предпринимательскую деятельность.

В новых поправках также содержится замечание о том, что у всех перевозчиков должны быть машины одного цвета и типа регистрационного знака. Из-за этого, по мнению источника РБК в крупной компании по перевозкам, может быть ограничена конкуренция. Перевозчикам также потребуется время на замену регистрационных знаков и переоформления.

Данный законопроект был принят в 2014 году, Минтранс начал готовить поправки к нему в 2015.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

В Москве среди таксистов найден вербовщик ИГИЛ

В Москве среди таксистов обнаружен вербовщик «Исламского государства» (организация запрещена в России).

«Было проверено 173 тысячи водителей легкового такси. И просто поразительно, но оказалось, что более 40% водителей – это иностранцы. Как правило, выходцы из ближнего зарубежья. Среди них 902 человека раньше привлекалось к уголовной ответственности за уголовное преступление. И даже один находился в международном розыске за террористическую деятельность, вербовал сторонников в ИГИЛ для участия в боевых действиях», – заявил глава МВД Владимир Колокольцев, его цитирует «Интерфакс».

Массовые проверки столичных таксистов проводились в рамках оперативно-профилактической операции с 5 по 13 апреля.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

В России создали сервис такси, в котором цену устанавливает пользователь

В России запущен сервис Fixtaxi, позволяющий воспользоваться такси в городе, самостоятельно установив стоимость поездки.

Сервис запущен основателем Aerotaxi Андреем Азаровым. Он доступен в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Сочи. Приложение указывает рекомендованную стоимость поездки, но пользователь может предложить свою цену.

«Изначально мы не думали, что будем предлагать городские поездки, так как наша логика сосредоточена на экономии и оптимизации логистики с аэропортами. Но мы начали получать положительные отзывы и просьбы сделать поездки по городу с момента запуска. Решили проверить, будет ли это интересно клиентам и водителям. Мы с друзьями тестировали и часто (не всегда!) получалось экономить процентов 20-25 (особенно, когда у Uber повышающий коэффициент)», — рассказал сайту vc.ru Азаров.

Он также отметил, что наблюдает большое число водителей, простаивающих в ожидании заказа или планирующих утром ехать из Подмосковья в Москву без пассажира. По его словам, такие таксисты могут выполнить заказ по фиксированной стоимости. Комиссия сервиса для таксиста составит 5% — в таких поездках водители зарабатывают, по словам Азарова, «в среднем чуть меньше, чем в «Яндекс Такси».

Приложение пока что доступно только на устройствах на базе iOS.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Вам шашечки, а не ехать!

Нелегальные извозчики, или "бомбилы", господствовали на рынке такси в течение двадцати лет, с начала 90-х годов. Ситуация начинает меняться в 2011 году: летом столичные власти стали выдавать бесплатные разрешения для городских таксистов, и почти одновременно появляются удобные агрегаторы заказов: Яндекс.Такси, затем Uber и другие. Как это отразилось на рынке нелегальных такси, и что будет дальше? Об этом в материале "Практика".

По данным московских властей, столичное такси перевозит в среднем 260–270 тысяч пассажиров в сутки. Выдача разрешений повлияла на отношение частных таксистов к закону: число нелегальных снизилось в 7 раз с 2010 по 2015 год. Однако нелегальный рынок это не убило.

СитУация

Где же сегодня «бомбят» в столице? У самого выхода из стеклянного здания Курского вокзала и на близлежащих улицах постоянно дежурит вереница авто, но в парковочную зону такси не пускают без лицензии. Аналогичная ситуация на других вокзалах.

«В центре столицы сегодня сложно встретить „бомбилу“»

Извозчиков без лицензии можно найти у крупных торговых центров вроде «Капитолия». Один из водителей у Павелецкого вокзала, скучающих в своих авто за онлайн-играми в ожидании клиентов рассказал, что заказов мало, лицензию на самом деле выдают три недели (по закону — не более 10 рабочих дней), полиция донимает с проверками, а заказы отбирают нелегальщики. К ним, кстати, в силу того, что они внешне не отличаются от частных авто, не так-то легко придраться. Впрочем, по словам собеседника «Практика», от полиции они просто откупаются взятками.

В центре столицы сегодня сложно встретить «бомбилу». Если только не встать на Садовом кольце с поднятой рукой в надежде, что кто-нибудь, будучи в дороге по своим делам, подвезёт и вас — но это тоже скорее редкость.

Другое дело — окраины города. У станций метрополитена, например у «Бабушкинской», практически всё время стоят личные легковые авто, готовые развозить пассажиров по домам. Особенно актуальными их предложения становятся ближе к закрытию метро, когда либо наземный общественный транспорт вовсе прекращает работу, либо ждать его приходится слишком долго. Бывает и так, что таксист объезжает остановки на пути к метро рано утром и забирает спешащих на работу людей, по сути выполняя функцию маршрутки. Правда, эта практика была более распространена несколько лет назад, и сейчас это скорее редкость.

Закон суров

Чтобы получить лицензию, нужно не так уж и много: собрать пакет документов на машину и оформить юрлицо (или ИП). В последнем случае нужно заплатить 800 рублей госпошлины и 800–1500 рублей за услуги нотариуса. В машине должен быть таксометр и действующее свидетельство о техосмотре (его нужно проходить каждые полгода), на кузове — фирменные «шашечки», а на крыше — жёлтый опознавательный фонарь. Подтверждённый водительский стаж таксиста должен составлять минимум три года.

«Если водитель не хочет красить машину в жёлтый, он получает разрешение в Подмосковье и работает также легально»

Несмотря на то, что на портале Госуслуг и Департамента транспорта указаны только эти требования, городской закон требует, чтобы такси были полностью покрашены в жёлтый. Эту информацию «Практикау» подтвердили и в справочной службе департамента. Более того, до 1 июля 2018 года все легальные такси должны быть окрашены в этот цвет (требование, касающееся цвета, ввели только летом 2013 года).

В основном таксисты охотно идут на получение разрешения: оно стоит копейки и спасает от проблем с законом. Если водитель не хочет красить машину в жёлтый, он получает разрешение в Подмосковье и работает также легально.

Рейды по выявлению нелегальных извозчиков проходят в городах России регулярно. Вот, например, управа Обручевского района Москвы сообщает, что с 6 по 9 ноября полиция выявила в ЮЗАО и пресекла деятельность десяти нелегальных таксистов.

«Мне было просто сказано: „Цена продиктована рынком, потому что рынок такой“. Экономического обоснования у нынешних цен агрегаторов, к сожалению, нет»

Почему же некоторые водители всё-таки не хотят легализоваться? Во-первых, их пугают налоги, слишком большие в сравнении с их заработком и ценой обслуживания машины. Одних смущают поборы, другие говорят, что их заработок не позволяет платить ещё и за штрафы, поэтому они ездят строго по правилам. Второе — необходимость концептуальной раскраски авто. Даже если не красить кузов в жёлтый, нужна узнаваемая «шашечка», неудобная в случае, если человек хочет использовать машину для личных поездок, а потом, возможно, и продать. Даже от наклеек на корпусе авто остаются следы.

Что дальше?

Логично предположить, что с выдачей лицензий и развитием агрегаторов нелегальная активность будет снижаться и дальше. Так, представители сервиса Яндекс.Такси заявили «Практикау», что в том числе благодаря их усилиям удалось выправить ситуацию на рынке такси.


Элина Ставиская
Пресс-секретарь Яндекс.Такси

Иного мнения придерживаются профессионалы транспортной отрасли. По мнению заместителя руководителя Межрегионального транспортного профсоюза Алексея Смирнова, водителям невыгодно сотрудничать с сервисами, так как это нерентабельно, и налоги платить просто не с чего.

Минимальная стоимость поездки у агрегаторов заказов в среднем составляет 200 рублей. Если водителю очень хорошо везёт, он делает два заказа в час. Если вычесть расход на топливо, комиссию сервисов (примерно равна 20%), налоги (минимальные для ИП — 6%), водителю остаётся не так много — и это не считая страховки и обслуживания авто. Ограничения накладывает и Трудовой кодекс, позволяющий таксисту находиться за рулём не более семи часов сорока минут в сутки. И если правительство Московской области введёт аналогичное столичному правило о необходимости покраски такси, это негативно скажется на рынке, так как там доходы водителей ещё ниже московских.


Алексей Смирнов
Заместитель руководителя Межрегионального транспортного профсоюза

Так или иначе, московские власти предпринимают шаги для мирного урегулирования ситуации.


Пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы

До конца этого года Департамент транспорта намерен достичь 57–58 тысяч выданных лицензий. Правда, часть из них водители получат повторно, так как, по оценкам экспертов, около 30% легальных такси уже не ездят вследствие естественной убыли.

Да и действующие правила соблюдаются с оговорками: например, служба заказа такси «Максим», по словам Алексея Смирнова, принимает водителей без лицензии. Uber разрешение требует, но начать работу можно и без него, если донести бумагу в течение месяца.

Читайте на «Практике»:

Таксомоторное рабство. Как устроен рынок такси в России, и почему это выгодно всем, кроме самих водителей

Московское такси: с 1925 года до настоящего времени

Время пошло. Приживётся ли в Москве каршеринг — система поминутной аренды автомобилей

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

РБК: такси в Москве может подорожать

В Москве таксистам запретили ездить по выделенным полосам. Сотрудники ГИБДД стали штрафовать водителей, которые нарушают это правило. В связи с этим скорость передвижения такси может существенно снизиться, а поездки — подорожать.

Информацию подтвердили РБК представители агрегаторов «Яндекс.Такси» и Gett. Таксисты стали получать штрафы за езду по "выделенке" ещё в октябре. После этого многие водители начали отказываться от таких маршрутов.

В связи с этим скорость движения такси в Москве может упасть. «При возникновении пробки на дороге скорость падает на всех полосах, но выделенные полосы все же страдают от пробок в меньшей степени. Например, на Севастопольском проспекте при движении в область от Нахимовского до Балаклавского проспекта образуются заторы в течение всего дня, средняя скорость может падать до 10–15 км/ч. Одновременно с этим скорость движения по выделенной полосе составляет 25–30 км/ч» — цитирует РБК сообщение аналитического центра «Яндекс.Пробки».

На данный момент проезд для транспорта по выделенным полосам там, где есть знаки-"кирпичи", запрещен. Такси могут ездить по "выделенкам" без "кирпичей". Комитет по транспорту московской Торгово-промышленной палаты обратился в департамент транспорта Москвы с просьбой демонтировать «кирпичи» с выделенных полос. В департаменте ответили, что рассматривают такой вариант.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

В Госдуме хотят отменить требование об обязательном желтом цвете такси

Депутаты готовят поправки в законопроект о регулировании таксомоторной деятельности, который внесли единороссы Евгений Москвичев и Вячеслав Лысаков в прошлом году. Об этом пишет газета "Ведомости".

Поправки ко второму чтению запретят сервисам такси работать с водителями без лицензии, а также региональным властям запретят вводить единый цвет такси и квоты на количество перевозчиков, которые предлагают столичные власти.

«Есть агрегаторы, посреднические фирмы и большие сети – Uber, Gettaxi, «Яндекс.Такси». Все эти службы говорят, что работают с официальными перевозчиками, но на самом деле из 2 млн таксистов у нас официальные разрешения, по моим данным, имеют не более 500 тыс –600 тыс», — рассказал "Ведомостям" Лысаков.

По его мнению, единый цвет машин является «фискальным обременением», которое усложняет и тормозит вхождение на рынок легальных таксистов.

«Ряд компаний такси, имеющих жёлтый цвет, закупают автомобили у известной фирмы, где работал топ-менеджером один из московских чиновников. Широко рекламируемые жёлтые такси в Москве работают с нелегалами-таксистами», — добавил парламентарий.

По словам Лысакова, второе чтение должно состоятся в декабре или январе.

Кроме того, свои предложения по ответственности агрегаторов за сотрудничество с нелегальными перевозчиками также подготовил и направил в правительство столичный департамент транспорта. 

Ранее "Практика" проследил историю московского такси и также разбирался, как устроен рынок такси в России, и почему это выгодно всем, кроме самих водителей.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

В Москве таксисты выступили против «произвола ГАДжетов»

В столице 7 сентября на Суворовской площади прошёл митинг таксистов против нелегальных перевозчиков и низких тарифов, которые устанавливают онлайн-сервисы  и диспетчерские службы. Об этом сообщает "Общественное телевидение России".

В акции протеста приняли участие около 50 человек. Помимо москвичей, на митинг приехали таксисты (работники официальных таксомоторных компаний) из Смоленска, Курска и других городов России. 

Участники акции требовали расследовать и привлечь к ответственности компании, которые, по их словам, осуществляют недобросовестную конкуренцию за счёт нарушений законодательства России, в первую очередь — Uber.

Таксисты держали в руках плакаты "Uber Обамович Go Home!", "Произволу ГАДжетов — НЕТ", "Депутаты сделают нас рабами телефонных гаджетов".  

 

Митинг все таки состоялся … Правда тов Амосов пришло и всех разогнал ( шутка )))

Posted by Акопян Амбарцумович on 7 сентября 2015 г.

 

Ранее таксисты уже устраивали акции против онлайн-сервисов. «Практика» разбирался, как устроен рынок такси в России, и почему это выгодно всем, кроме самих водителей.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

В Москве назвали самые безопасные таксомоторные компании

В Москве определили пятёрку самых безопасных таксомоторных компаний, сообщил заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов на церемонии вручения 55-тысячного разрешения на осуществление таксомоторной деятельности в столице.

"Мы очень серьёзно относимся к вопросу безопасности дорожного движения и проезда пассажиров на легальном такси, поэтому мы учредили рейтинг, который будем раз в полгода обновлять — рейтинг безопасного московского такси", — цитирует Ликсутова агентство "Интерфакс".

В топ-5 самых безопасных таксомоторов Москвы вошли "Формула такси", "Такси 24-12", "Новое жёлтое такси", "Глававтопрокат" и Такси-ритм". Им вручены свидетельства "за высокие показатели безаварийности".

В свою очередь генеральный директор "Яндекс. Такси" Тигран Худавердян отметил, что победителям интернет-сервис предоставляет спецусловия, для того, что "стимулировать всех остальных партнёров, чтобы попасть в рейтинг и получить такие же условия".

 «Практика» разбирался, как устроен рынок такси в России, и почему это выгодно всем, кроме самих водителей.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Ликсутов предложил отрегулировать работу агрегаторов такси в России

Общественная палата и департамент транспорта Москвы направят в Минтранс предложение отрегулировать деятельность агрегаторов такси. Об этом сообщает агентство "Интерфакс".

"Работа агрегаторов такси законодательно плохо отрегулирована, ведь они несут ответственность за безопасность пассажиров и влияют на ценовую политику", — заявил глава московского департамента транспорта Максим Ликсутов

Он также сказал, что ведомство договорилось с "Яндекс.Такси", "Gettaxi" и "Uber" о том, что агрегаторы такси в Москве будут работать только с легальными перевозчиками, проверять и отправлять отчёты по заказам.

По словам Ликсутова, на прошедшем круглом столе в Общественной палате приняли решение подготовить соответствующие поправки и направить их в Минтранс.

"Мы за то, чтобы эту деятельность регулировали. Во-вторых, мы бы выступили за то, чтобы дать больше полномочий субъектам по формированию требований к таксистам в части, например, количества дверей, наличия системы кондиционирования, возможности оплаты кредитной картой. Мы считаем, что было бы правильно, если бы каждый субъект, исходя из своих возможностей, мог вносить такие требования… Речь идет о поправках к федеральному законодательству в части регулирования таксомоторной деятельности", — пояснил Ликсутов.

Ранее таксисты выступали за закрытие онлайн-сервисов. «Практика» разбирался, как устроен рынок такси в России, и почему это выгодно всем, кроме самих водителей. "Практика" также писал о том, как менялся облик столичного такси за 90 лет.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Таксомоторное рабство

Трехдневная забастовка таксистов, даже по признанию организаторов не оказавшая на рынок никакого единовременного эффекта, тем не менее, поставила на уши столицу. И не зря: крики профсоюза классических таксомоторных компаний, заложника тройки интернет-агрегаторов “Яндекс.Такси”, GetTaxi и Uber, обнажают назревающий кризис всей отрасли традиционных перевозок. "Практика" разобрался, почему “крутить баранку” стало невыгодно, кого считают виновником всех бед, и как таксисты подставили сами себя.

Вечером того же дня, когда протестная кампания таксистов стартовала с объявления «тихой» забастовки, мэрия Москвы хорошо отработанным методом форсировала небольшую новость в «топ Яндекса». Заметка красовалась на страницах сотни муниципальных районных порталов под заголовком «Крупнейшние московские таксомоторные компании не поддержали забастовку».

Мнение этих компаний представлено в тексте высказыванием Феликса Маргаряна о том, что в случае нехватки автомобилей, его парк выведет на линию нужное количество недостающих машин. Это не удивительно — Феликс Маркарович управляет крупнейшим частным таксомоторным парком в России — «Новой транспортной компанией» (объединенное «Новое желтое такси» и «Важная персона»), не пользующимся услугами агрегаторов, против монополистских замашек которых как раз и бастуют таксисты. Для него ожидавшаяся крупная акция — в первую очередь шанс получить дополнительную прибыль. Через два дня бизнесмен спокойно расскажет о том, почему он никогда не сотрудничал с интернет-агрегаторами, выложив всю протестную повестку профсоюзов практически дословно.


Феликс Маргарян
генеральный директор «НТК», крупнейшего таксопарка России

После этого предприниматель эмоционально пояснил, что, по его мнению, непонятно, за какие заслуги тот же «Яндекс.Такси» берет такую огромную комиссию, не неся никакой фактической ответственности за перевозки, и почему сервис вообще имеет право называться «такси», когда не содержит на балансе ни одного автомобиля и не имеет лицензии на деятельность, хотя оказывает конкретные услуги: «Они спокойно пишут про качество обслуживания, скорость подачи машин, сервис, — позиционируют себя именно как такси, не будучи состоящими ни в одном реестре, не имея ни одной машины! Если у меня на машине написано „такси“ — ко мне проверяющий приходит, и штрафует, если что-то не соответствует действительности. А их никто не проверяет, потому что нет никаких рычагов воздействия. Если я имею разрешительную документацию на эту деятельность — я попадаю в плановую проверку прокуратуры, Роспотребнадзора. Они же не попадают никуда», — заключает бизнесмен.

Роман Круглов, председатель одного из бастующих движений, — «Межрегионального транспортного профсоюза», еще более карикатурно рисует бизнес-модель типичного современного агрегатора.


Роман Круглов
председатель «Межрегионального транспортного профсоюза»

Почему же сервисы, «не имеющие плоти», по мнению титанов отрасли, держат в своих руках уже 47% оборота всех таксомоторных перевозок, диктует полноценным таксопаркам свою, невыгодную для последних, тарифную политику, выводящую работу таксистов на грань рентабельности, и кто допустил такие условия на рынке?

Дань

Основные претензии у профессионального сообщества, на сегодняшний момент, к сожалению, сложились именно к сервису «Яндекс.Такси». Почему «к сожалению»? Это все-таки российская компания, а мы в определенной степени патриоты, и нам обидно, что именно отечественный агрегатор вызывает наибольшее количество нареканий, — объясняет Роман Круглов, — По дальнейшим планам протеста говорить пока рано, потому что хотелось бы все-таки наладить диалог с агрегаторами, возможно получится решить все бесконфликтно. Яндекс пока что строит из себя бюрократов, достаточно формалистски предлагают сначала составить повестку дня и прочее. GetTaxi же связались со мной вчера, сразу пригласили встретиться, обсудить, что нас не устраивает и сразу двигаться. Uber же вообще стоит несколько особняком. Эти ребята вообще не такси, по моему мнению, а занимаются организацией именно нелегального извоза, и делают это достаточно нагло«.

Роман Круглов был одним из тех, кто сформулировал и передал требования «забастовочного комитета» руководителю Департамента транспорта мэрии Москвы Максиму Ликсутову на специальной встрече с представителями всех сторон конфликта, 2 февраля. Точно так же, как и во время забастовки, Ликсутов тогда усомнился в численности протестующих, потребовав подписи, хотя и частично признал существование проблемы: ориентироваться департамент все равно будет в первую очередь на нужны потребителей и горожан, заявил он. Как же дошло до того, что бизнесмены идут с корпоративными войнами к исполнительной власти, нуждаясь в третьей стороне?

Круглов рассказывает, что такими же мотивами «исключительно» заботы о клиентах по началу, еще в 2011 году, «Яндекс.Такси» объяснялся с таксомоторными компаниями, и тогда, на старте, условия предлагались совсем иные: «Идея была просто в том, чтобы много маленьких диспетчерских объединить в нечто более крупное, квазиструктуру: Если у кого-то пропадали заказы из-за нехватки машин, структура должна была это компенсировать». То же самое подтверждает и Маргарян, имевший собственный опыт общения с агрегатором.


Феликс Маргарян
генеральный директор «НТК», крупнейшнго таксопарка России

«Русский Forbes» утверждает, что «Яндекс» не был пионером в российских реалиях этой отрасли: До того, как Лев Волож, сын основателя отечественного it-гиганта Аркадия Воложа, в октябре 2011 года презентовал приложение «Яндекс.Такси» в AppStore и GooglePlay, «Российская биржа такси» (РБТ) объединила 250 таксопарков еще в 2008 году, предложив им программное обеспечение, агрегацию (сбор заказов от пассажиров), колл-центр и другие теперь стандартные атрибуты. Пыталась конкурировать с Воложем и компания inTaxi, запустившая свой сервис на полгода раньше, в апреле 2011 года, однако оба предприятия не смогли ничего противопоставить рекламным ресурсам «Яндекса», и тот быстро выбился в лидеры. Только через год на его горизонте появился GetTaxi израильского предпринимателя российского происхождения Шахара Вайсера, а в ноябре 2013 на российский рынок наконец пришел и Uber, — ныне самый самый дорогой в мире сервис заказа такси: фонд Google Ventures прошлым летом купил в нем долю, исходя из оценки всей компании в $3,5 млрд, поясняет Forbes.

Тем не менее, три этих агрегатора на деле конкурируют не совсем в одной плоскости, поскольку пусть и предоставляют для горожанина одну и ту же услугу, но работают с таксопарками на совершенно разных условиях: Uber заслужил репутацию богатой и скрытной компании, не слишком пекущейся о легальности своих перевозок в отдельно взятой стране; GetTaxi же, наоборот, предлагает таксомоторным компаниям полный «спектр опеки», в том числе и функции диспетчера, службы поддержки пользователей, а также занимаясь наймом и подготовкой самих таксистов.

«Яндекс.Такси» на их фоне кажется примитивным сервисом: он играет роль исключительно агрегатора, — той самой доски объявлений: никогда не заключает трудовых договоров напрямую с водителями и ловко избегает зон юридической ответственности за услуги. Однако аскетизм не соразмерен финансовой структуре компании. Сведения Маргаряна о посредниках при подключении к системе, которые тоже берут свой процент, сверх «агрегаторских» 8%, подтверждает и владелец петербургского ООО «Таксилет» Михаил Виноградов в комментарии «Фонтанке», и сам лидер движения «Такси Форум» Олег Амосов, инициировавший бойкот, в интервью «Новой газете». «Яндекс» даже сам не скрывает существование посреднических схем: условия подключения к сервису для компаний, не владеющих 100 автомобилями на линии единомоментно, указаны на официальной странице «Как стать партнером?», только там посредники называются «сервисными компаниями», среди которых фигурирует и упомянутый Маргаряном «РосИнфоТех», при этом, конечно, ни слова не сказано о дополнительной комиссии.

Цена

Однако самый большой урон, зависящий от воли корпораций, был нанесен рентабельности труда таксистов, когда в апреле 2014 года Яндекс.Такси, а потом и GetTaxi в декабре снизили минимальные тарифы заказов. Агрегаторы делают это хитро: напрямую диктовать цены, которые теперь нужно использовать таксопаркам, они не могут (на странице партнерства «Яндекса», например, отдельно указано, что все подключенные службы такси работают по собственным тарифам, (!) не превышающим максимально разрешённый тариф «Яндекс.Такси»), но технически могут сдвигать границы каждого тарифа, будь то «комфорт-» или «эконом-класс», изменяя и все распределение компаний в этих коридорах. В GetTaxi свое решение называют «антикризисной мерой».


Виталий Крылов
генеральный директор GetTaxi в России

Роман Круглов подтверждает, что система компенсаций спасает израильский сервис от нападок профсоюза: «„Яндекс“ же такого никогда не делал и, насколько мне известно, не собирается. Это даже не очень корректно с моей стороны, не подумайте, что это реклама, но на сегодняшний момент GetTaxi выходит наиболее справедливым к труду простого водителя». В компании Льва Воложа снижение тарифов вполне открыто объясняют стремлением завоевать рынок частников.


Элина Ставиская
менеджер по работе со СМИ, «Яндекс»

От прямого вопроса, согласовалось ли изменение тарифов с таксопарками, и существует ли такая юридическая необходимость, «Яндекс» уклоняется, однако в общем пресс-релизе компания сообщает следующее:


Элина Ставиская
менеджер по работе со СМИ, «Яндекс»

Круглов называет рост дохода от роста числа дешевых заказов для отдельного водителя ошибочной манипуляцией со статистикой и соглашается с расчетами Маргаряна в начале статьи.


Роман Круглов
председатель «Межрегионального транспортного профсоюза»

Получается, что водители не имеют возможности планировать свой заработок, и полагаются на случайность, которая чаще выдает дешевые заказы, в соответствии с ростом их общего числа. Впрочем, генеральный директор «Нового желтого такси» не склонен сопереживать таксопаркам, заключившим невыгодные сделки с агрегаторами, и считает, что в бизнесе перекладывать вину не уместно: «Условия договоров были составлены так, что агрегаторы спокойно могут менять цену. Они вообще не задумываются о рентабельности для таксопарка. У них есть заказ, есть клиент, которому они предлагают цену, — то есть вся коммерческая составляющая в их руках. Водителю они, получается, говорят: хочешь — бери, не хочешь — не бери. Почему таксопарки согласились на такие условия, — я не знаю, это уже вопрос к директорам, которые на это подписались. Надо было заранее смотреть, заранее предвидеть, думать о безопасности своей компании. Если они фактически отдали долю компании „Яндексу“ — это их проблема. Нельзя сначала поиграть с безопасностью своей компании, а потом разводить руками, отказываться от партнерства и ждать, что ничего не случится. Это надо делать поэтапно, это надо работать. А за них сегодня работает „Яндекс“. Ну и чего тогда возмущаться?», — заключает Феликс Маркарович.

Игла

Именно нерешительность отличает московских коллег, от, например, петербургских автопарков, хотя и условия в северной столице сложились уникальные. Алексей Эвентов, директор крупнейшей таксомоторной компании Петербурга «Такси 6000000», рассказывая о своем опыте противостояния с самозваными онлайн-сервисами, называет нынешний московский протест «типа-забастовкой». В его истории сложно найти категории «хорошихплохих», — это бизнес чистой воды.

В январе 2014 года некоммерческое партнерство «Петербургское такси», куда помимо компании Эвентова входят еще два крупнейших предприятия региона, фактически делая партнерство монополией, в полном составе вышло из системы «Яндекс.Такси», за сутки снизив число доступных в сервисе машин с более 800-от до 41-го автомобиля. Повздорили гиганты тогда из-за права и желания партнерства контролировать и отбирать всех, кого «Яндекс.Такси» захочет подключить к системе. Корпорации Воложа это в определенный момент надоело, и они нарушили договор, формально заявив, что партнерство не выполняло нужный объем заказов. С тех пор «Яндекс» не раз приходил к Эвентову с предложением снова работать вместе, но «Такси 6000000» уже не чувствует в этом потребности и не видит для себя выгоды, рассказывает Алексей.


Алексей Юрьевич Эвентов
генеральный директор группы компаний «Такси 6000000», некоммерческое партнерство «Петербургское такси»

Нетрудно увидеть в предлагаемых петербуржцам условиях те, что уже давно существуют у агрегаторов в Москве и постоянно вызывают волны недовольства со стороны водителей такси.

Собственная клиентская база — главный реальный актив, драгоценный камень таксоматорного предприятия. По аналогии с риелторами из фильма Джеймса Фоули «Гленгарри Глен Росс», молящимися на свежие «наводки», — карточки с контактами горячих клиентов, готовых купить недвижимость, — таксомоторные компании молятся на свою устоявшуюся аудиторию, которая делает заказы через независимую, собственную диспетчерскую систему компании. Роман Круглов считает, что именно поэтому опыт Эвентова неприменим к московским реалиям.


Роман Круглов
председатель «Межрегионального транспортного профсоюза»

Таким образом, даже если формально таксопарк и обладает свободой действий, — его никто не заставляет работать только и именно с «Яндексом», — клиентскую базу он уже «слил», а «Яндекс» получил полную информацию и о клиентах, и о водителях, и об их месторасположении, собственных хлебных точках. «Конечно есть определенная зависимость, — входит в положение московских коллег Эвентов, — Если сразу не начал заниматься продвижением собственного бренда, а ложишься под кого-то, — рано или поздно замещение произойдет. Речь идет прежде всего об этом. Выбор — это всегда деньги. Можно взять маленькую компанию, или большую компанию, которая работает с корпоративными клиентами, но без диспетчерской, купить свой телефон, создать свой сайт и продвинуть его. Это только вопрос вложений», которые по факту имеют только крупнейшие парки в регионе. В Петербурге проблемы удалось избежать, но в Москве корпоративные войны поставили рынок труда в тупик.

Быстрорастущая конкуренция между профессиональными таксистами и онлайн-агрегаторами — далеко не эксклюзивно-российское явление. Напротив, «уберизация» как правило настигает из-за рубежа, — если не буквально приходом Uber на внутренний рынок, то возникновением клонов национальных масштабов. В июне прошлого года акции таксистов против уберизации одновременно прошли в Лондоне, Париже, Мадриде, Барселоне, Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Риме, Милане, и это были вовсе не «тихие» забастовки. В столице том же Лондоне протестующие на автомобилях блокировали Трафальгарскую площадь.

Брут

Вот почему безвыходность ситуации при использовании только рыночных инструментов побуждает профсоюзы и таксомоторные компании обратиться к департаменту транспорта, как к «мегарегулятору».

В требованиях ко власти расходятся, в прочем, и сами лидеры профессиональных движений. Олег Амосов из бастующего «Такси форума» выносит департаменту больше всего требований. Максим Ликсутов на уже упоминавшемся собрании 2 февраля разве что пообещал расширять сеть бесплатных спецстоянок такси, а также, что программы компенсации лизинговых ставок таксомоторным компаниям будет действовать и в 2015 году, несмотря на кризис. Собственно, антикризисная поддержка — это единственное, что власть может пообещать, поскольку вопросы профсоюзов находятся вне юрисдикции департамента, считает Круглов: «Претензий именно к депаратменту транспорта у Межрегионального транспортного профсоюза, на сегодняшний момент, нет. Сам термин „агрегатор“, отсутствует в законодательстве. Нет такого закона, который бы позволил исполнительной власти приструнить немножко оборзевших ребят. Законодательная система регулирования этого бизнеса у нас настолько извращена, что говорить о быстром ручном наведении порядка в этих условиях не приходится».

Нельзя не упомянуть о том, что департамент может вовсе и не оказаться незаинтересованной стороной, если стратегия агрегаторов на завоевание рынка, ранее принадлежащего нелегалам, себя оправдает. По состоянию на 27 августа 2014 года в Москве выдано 44 763 разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы. Количество же нелегальных таксистов по разным оценкам достигает около 20 000 человек. Мэрия давно борется с бомбилами, государственные каналы на протяжении нескольких лет наполняли эфир сюжетами об успехах этой борьбы. Возможно, именно сейчас доселе живучий баланс действительно рушится, и городским властям удастся вывести частный извоз в легальное русло — хотя бы зрительно, и пока есть, кому рулить. Частный извозчик, пожелавший скрыть свое реальное имя, рассказывает, что работа департамента по ужесточению контроля ПДД и введение платных парковок одновременно с экономическим спадом, бьют по ремеслу сильнее всего.


Андрей
частный извозчик (бомбила), по образованию — инженер-конструктор

«Получилась парадоксальная ситуация, когда все абсолютно в плюсе, — резюмирует профсоюзный лидер, — клиенты сохраняюсь свои деньги, агрегаторы получают свои деньги, посредники получают свои деньги, даже сами таксомоторные парки получают свои деньги, — хотя бы комиссия с водителя и аренда автомобиля, — и только водитель теряет деньги и зарабатывает все меньше и меньше».

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Московские таксисты вышли на трёхдневную забастовку

В Москве и других городах таксисты устроили забастовку против онлайн-сервисов по вызову такси, сообщает сайт "Русской службы новостей". "Тихая" или предупредительная забастовка пройдёт с 13 по 15 февраля.

«По данным на утро, только в Москве не вышли на работу более восьми тысяч человек. Думаю, что всего по России работать с популярными онлайн-сервисами заказа перевозок откажется миллион таксистов», – рассказал интернет-изданию председатель Межрегионального транспортного профсоюза Олег Амосов.

При этом он подчеркнул, что в столице никаких открытых выступлений таксистов не будет.

Ранее сообщалось, что забастовку готовы поддержать 1,5 тыс. московских водителей такси. Таксисты недовольны сотрудничеством с такими агрегаторами, как «Яндекс.Такси», Get.Taxi и др. Агрегаторы повышают комиссию за свои услуги и снижают цену минимальной поездки без учета рентабельности. Например, «Яндекс» в прошлом году снизил минимальный тариф до 199 рублей и почти одновременно поднял комиссию.

В некоторых городах уже прошли подобные акции. Так, в Батайске таксисты перекрыли центральную улицу с требование повышения тарифов. В Ульяновске 18 таксистов, принявших участие в акции, уволили.

По официальным данным, в Москве работает около 50 тыс. легальных такси. 

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Онлайн-сервисы по вызову такси усложнили работу московских таксистов

Московские таксисты требуют от онлайн-сервисов по вызову такси снижения комиссии за услуги, пишет газета "Ведомости". 15 февраля водители крупных таксопарков планируют устроить забастовку.

Таксисты недовольны сотрудничеством с такими агрегаторами, как "Яндекс.Такси", Get.Taxi и др. Как рассказал "Ведомостям" председатель Межрегионального транспортного профсоюза Олег Амосов, агрегаторы повышают комиссию за свои услуги и снижают цену минимальной поездки без учета рентабельности. Например, «Яндекс» в прошлом году снизил минимальный тариф до 199 рублей и почти одновременно поднял комиссию.

Также водители такси недовольны введёнными штрафами, которыми агрегаторы их облагают. Если пользователь, вызвавший такси, сам же отказывается от заказа, некоторые агрегаторы списывают с водителя штраф.

В профсоюзе считают, что сервисы подрывают работу таксистов, которые в последнее время начали активно приобретать лицензии, выходить из тени, в связи с чем их издержки увеличились: комиссии агрегаторов растут, одновременно дорожает бензин, страховки, патенты, обслуживание автомобиля, пишет газета.

На прошлой неделе представители сообщества таксистов встречались с руководителем Департамента транспорта Максимом Ликсутовым, который пообещал принять к сведению проблему.

Забастовка московских таксистов пройдёт с 13 по 15 февраля, в это время более 1,5 тыс. таксистов не выйдут на работу или отключатся от онлайн-сервисов.

По официальным данным, в Москве работает около 50 тыс. легальных такси. Ранее ФАС возбудила дело против Дептранса за рекламу такси, нарушающую закон "о защите конкуренции".

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

ФАС завела дело против Дептранса за рекламу жёлтых такси

Федеральная антимонопольная служба возбудила дело против Департамента транспорта за нарушение закона "о защите конкуренции", сообщается на сайте ведомства.

Поводом для возбуждения дела стала социальная реклама, провозгласившая легальными только такси, окрашенные в жёлтый цвет.

«Каким должно быть легальное такси? Давайте выделим главное!; Безопасным. Быстрым. Комфортным; Такси, которое соответствует этим требованиям, мы выделили желтым. Теперь Вы легко найдете легальное такси; То, что Вам нужно — выделено желтым; Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы», — говорилось в тексте рекламного обращения.

По мнению ФАС, такая реклама ущемляет права служб такси, в парке которых нет жёлтых машин. "Такие действия Департамента могли нанести ущерб таксомоторным компаниям, автомобили которых окрашены не в желтый цвет, поскольку граждане могли перестать пользоваться услугами таких такси в силу сомнения в их законности", — говорится в обращении УФАС.

По закону такси обязаны быть жёлтыми только в случае, если разрешение на него было выдано после 1 июля 2013 года, когда вступили поправки в закон о легковом такси Москвы. Машины, получившие разрешение до этого срока, являются легальными в течение 5 лет вне зависимости от цвета.

По официальным данным, в Москве работает около 45 тыс. легальных такси. Из них около 10 тыс. окрашены в жёлтый цвет. 

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Московские такси получат 100 млн рублей в будущем году

В будущем году столичные власти выделят 100 млн рублей в качестве субсидий городскому такси, сообщает "М24.ru" со ссылкой на главу дептранспорта Максима Ликсутова. 

Также на 2015 год планируется выдача 7 тысяч лицензий на работу таксистов. С июля 2011 года их было выдано около 49 тысяч. Лицензии выдаются бесплатно сроком на 5 лет. С июля 2012 года за отсутствие лицензии извозчиков штрафуют на 5 тыс. рублей. С прошлого года лицензию могут получить только автомобили желтого цвета.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Московские таксисты попросили ограничить выдачу лицензий на перевозки

Таксисты просят московские власти ограничить легковым автомобилям выдачу разрешений на пассажироперевозки, передает ИТАР-ТАСС. Вопрос вынесен на обсуждение в торгово-промышленной палате города. 

По мнению председателя комитета палаты Богдана Коношенко, эта мера обезопасит легальное такси от "демпингующих рынок перевозчиков". Отмечается, что на сегодняшний день в столице официально работают 45 тысяч такси. 

 

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Нелегальным таксистам увеличат штрафы до 30 тыс. рублей

Мосгордума предлагает радикально изменить систему штрафов в сфере такси, сообщает издание «Российская газета». Соответствующий законопроект Госдума рассмотрит уже в сентябре.

Закон предусматривает увеличение штрафов для «бомбил» с 5 до 30 тыс рублей и забирать права на срок от трех до шести месяцев за повторное нарушение. Штрафы для работающих легально таксистов понизят, максимальная граница составит 5 тыс рублей. Инициатором законопроекта выступил бывший ведущий передачи «Дураки и дороги», сейчас член партий «Единая Россия» и «Автомобильная Россия», Вячеслав Лысаков. 

После принятого в 2011 году 69-го Федерального закона, обязывающего всех таксистов получать лицензию, таксистам стало выгоднее работать нелегально. По словам Лысакова, закон произвел обратный ожидаемому эффект, так как отражал только интересы крупных компаний. Хотя процесс получения лицензии не так уж сложен, большинство водителей не хотят перекрашивать машину в желтый цвет в соответствии с правилами, так как это обойдется минимум в 50-60 тыс рублей. Избежать этого можно, поставив на машину номера Московской области, в которой в отличие от Москвы правило не действует.

Авторы законопроекта полагают, что введение таких дополнительных требований к такси, как единый цвет машин, ограничение возраста водителя или максимальной стоимости поездки, возможно только в случае экономической поддержки со стороны властей. Кроме того, закон предусматривает отмену ограничения количества такси на рынке и меры ответственности для нелегальных диспетчерских центров. Лысаков отмечает, что сейчас только около 400 водителей получили лицензию, а реально работают в этой сфере до 1,5 млн человек. 

Ранее власти предлагали ввести единый тариф для проезда в городском такси. В департаменте транспорта пояснили, что с такой просьбой обратилось само таксомоторное сообщество.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Как успевать читать всё интересное?

Получайте лучшие материалы в нашей рассылке