Сегодня:
$
Нефть
Золото

Третий возраст

Наши города созданы для молодых и активных; для тех, кто способен стремительно нестись по улицам, лавируя между немного менее расторопными прохожими, кто может перебежать дорогу за 10 секунд, пока горит зеленый сигнал светофора, кто умеет “побыстрее входить и выходить” из вагона в метро. Но как живут в этом ритме пожилые люди? Приспособлены ли они к такой суровой городской среде? Замечаем ли мы вообще стариков на улицах? Что сделать, чтобы старость в городе не казалась кошмаром — в материале “Практика”.    

Мы уже не раз слышали из разных СМИ о том, что население нашей планеты стремительно стареет. Что это в реальности означает? Продолжительность жизни увеличивается, рождаемость падает, и, по данным Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году количество людей в возрасте старше 60 лет удвоится и составит 22%. В России около 33 млн пенсионеров, это 23% населения. При этом в Москве проживает 3 млн пожилых людей.

Несмотря на эти внушительные цифры, современные города плохо приспособлены для жизни тех, кому за 60. С выходом на пенсию люди постепенно теряют былую бодрость, мобильность, социальные связи, больше болеют, и, если человек вдруг остался один, да еще и со слабым здоровьем, он зачастую обрекает себя на добровольное заточение в собственной квартире.

Молодые и здоровые чаще всего не замечают, сколько трудностей и препятствий таят в себе городские улицы для пожилых людей

В 2006 году ВОЗ запустила проект по созданию благоприятной для пенсионеров городской среды. В проекте участвует 287 городов по всему миру, в числе которых и Москва. Участники стремятся создать физическую и социокультурную среду, в которой бы комфортно жилось людям всех возрастов и поколений. В таком городе люди преклонного возраста остаются активными, пока есть силы, и принимают участие в жизни сообщества. По мнению ВОЗ, «активное старение» возможно, если в городе созданы благоприятные условия в жилищной, коммунальной, транспортной сферах, а также, если общество с уважением и вниманием относится к пожилым. Каковы же необходимые составляющие этих сфер?

Улицы, по которым не страшно ходить

Молодые и здоровые чаще всего не замечают, сколько трудностей и препятствий таят в себе городские улицы для пожилых людей. Высокие бордюры, неровные тротуары, неудобные переходы, многочисленные лестницы, по которым нужно спускаться и подниматься, отсутствие скамеек, общественных туалетов — это лишь неполный список неудобств, с которыми можно столкнуться в любом городе.

Изменить весь город сразу и создать везде безбарьерную среду невозможно, но иногда достаточно незначительных изменений, чтобы пожилой человек почувствовал себя более уверенно и независимо. Так, в одном из районов Манчестера в магазинах поставили кресла, чтобы пожилые могли зайти туда и передохнуть, ничего при этом не покупая. Поскольку для многих пожилых отсутствие доступных общественных туалетов является главным ограничением при передвижении по городу, в Нью-Йорке некоторые частные предприятия позволяют пользоваться туалетами в своих офисах. В Германии есть супермаркеты, где сделаны более широкие проходы, рассчитанные на инвалидов, полки с продуктами расположены ниже, сделаны нескользящие полы, более яркое освещение и более крупные ценники на товарах, чтобы их легче было разглядеть.

Для многих пенсионеров прогулка на природе превращается в настоящий стресс из-за обилия велосипедистов, роллеров и скейтеров

По данным исследований, здоровье пожилых заметно улучшается, если они живут в чистом и спокойном месте. В городах наиболее тихими и свежими уголками являются парки и скверы. Однако для многих пенсионеров прогулка на природе превращается в настоящий стресс из-за обилия велосипедистов, роллеров и скейтеров. Чтобы этого избежать, в некоторых городах создаются специальные парки или садики для пожилых, а иногда для них выделяется отдельная территория в большом парке. В парке «Сокольники», например, пенсионеры традиционно собираются на веранде «Ротонда».

Есть примеры и более масштабных проектов по адаптации городской среды под нужды людей с ограниченными возможностями. Например, в 2012 году в Лондоне после реконструкции открылась одна из самых посещаемых улиц города, Эксибишн-роуд. Из загруженной дороги с узкими тротуарами и парковкой в три ряда она превратилась в самую доступную пешеходную улицу в городе, на которой нет ни одного бордюра и ни одного светофора. По Эксибишн-роуд могут спокойно перемещаться пешеходы, велосипедисты, мамы с колясками, дети, а также люди с любыми физическими ограничениями.

Мобильность и стабильность

Пожилые люди в большой степени зависят от общественного транспорта: далеко не у всех есть личный автомобиль, и мало кто сохраняет способность водить машину в преклонном возрасте. Между тем, перемещение как на наземном транспорте, так и на метро сопряжено с целым рядом трудностей: неприспособленность транспорта для людей с ограниченными физическими возможностями, страшные и опасные эскалаторы и турникеты, неудобные маршруты, удаленность остановки, грубость пассажиров, карманники. К этому прибавляется невнимание водителей, которые останавливаются на большом расстоянии от бордюра и начинают трогаться, когда человек еще только садится в автобус. В итоге пенсионеры боятся пользоваться общественным транспортом: они могут упасть, их могут толкнуть или того хуже — обокрасть.

В Москве для малоимущих граждан и инвалидов работает социальное такси, которое стоит гораздо дешевле обычного, а большая часть автомобилей оборудована подъёмным механизмом для перевозки пассажиров и специализированными средствами для посадки и высадки.

В московском метро, в отличие от некоторых городов Европы и США, нет лифтов, но вместо этого появилась специальная служба обеспечения мобильности пассажиров, которая помогает людям безопасно передвигаться в вестибюле, проходить через турникеты и по платформе к поезду.

Опять же, инициативы по улучшению городской среды необязательно должны быть дорогостоящими. В Нью-Йорке, например, пересмотрели работу школьных автобусов: если раньше они ездили только 2 раза в день в школу и обратно, а днем простаивали, получая при этом оплату за целый день, то теперь при тех же расходах они в течение дня помогают перевозить пенсионеров. В Лионе для перевозки пожилых по городу используют экологичный веломобиль «cyclopoussе». В некоторых странах льготы на проезд предоставляются не только пенсионеру, но и сопровождающему его лицу. И еще одна из самых важных и простых составляющих дружелюбного города — уступить место. Может показаться странным, но то, что кажется нам вполне естественным, принято далеко не во всех странах, и правительство проводит специальные образовательные кампании среди молодежи, где объясняется, почему нужно уступать место пожилым людям.

Помимо мобильности, пенсионеры ценят стабильность. В старости мало кто хочет менять свое место жительства. Люди предпочитают оставаться в привычном районе, со старыми добрыми соседями и знакомой инфраструктурой. При этом стремительно меняющийся облик города пугает пожилых, они теряются и не знают, где теперь ближайший магазин, аптека или парикмахерская. Важную роль в такой ситуации играет своевременное информирование, а также помощь пожилым на дому. В России соцработники помогают покупать продукты, лекарства, а иногда при наличии должной квалификации оказывают медицинскую помощь.

Почувствовать себя нужным

После выхода на пенсию самое страшное — это чувство собственной ненужности и пустоты. Поэтому важное место в социальных программах играет занятость старшего поколения, при этом совсем необязательно, что речь идет об оплачиваемом труде. Сегодня работают волонтерские проекты для людей старшего возраста, программы стажировок и трудоустройства, работодателей призывают ценить зрелые кадры и предоставлять пенсионерам возможность работать по гибкому графику. Государство проводит мероприятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовке. В России, по данным Минобрнауки, наиболее востребованными являются программы по обучению основам компьютерной грамотности, социальной работы и по изучению иностранных языков. Высказываются также предложения поддерживать индивидуальное предпринимательство среди пенсионеров (например, фермерство, торговля фруктами, овощами или ремесленными изделиями), в том числе в форме микрофинансирования.

Не потерять связь с миром

Если государство будет четко следовать рекомендациям ВОЗ в части проекта по созданию благоприятной среды для пожилых и построит всю необходимую инфраструктуру, гордо проставив везде галочки, дело все равно нельзя будет считать завершенным. Потому что страшнее не отсутствие туалетов и лавочек, а социальная изоляция. Если человеку некуда пойти и не с кем поговорить, он неминуемо впадет в депрессию. Важно, чтобы в городе были места для досуга пожилых, чтобы проходили интересные им мероприятия. И в Москве их довольно много: это и шахматно-шашечные клубы, и танцевальные вечера, и бесплатные уроки хорового пения, и занятия по дыхательной гимнастике и северной ходьбе в парках, и бесплатные сеансы катания на коньках зимой (http://www.mosgor-park.ru/). В Европе популярны уроки живописи и рукоделия. С недавних пор в некоторых странах (Испания, Япония, Англия, США) стали появляться тренажерные и игровые площадки для пожилых, которые помогают поддерживать здоровье и находить новых друзей.

Наконец, есть программы, в которых пожилым помогают осуществить давнюю мечту, скажем, полетать на параплане или сесть за руль автомобиля.

Главная проблема в организации досуга для пожилых чаще всего состоит не в его отсутствии, а в недостатке информации. Пенсионеры из разных стран отмечают, что именно поэтому они никуда не ходят: они просто не знают, что происходит у них в районе. Очевидно, что публикация анонсов в Интернете мало исправит ситуацию. Несмотря на популярность компьютерных курсов среди пожилых, освоивших современную технику по-прежнему очень мало. Здесь скорее будет работать почтовая рассылка, личные приглашения, звонки и возможно даже посещения волонтерами. Большую помощь может оказать и семья человека, если будет отслеживать мероприятия поблизости и приглашать на них своих бабушек или дедушек.

Уважение и забота

Но главное, без чего невозможно построить дружелюбный город — это уважение и принятие пожилых младшими поколениями. В России для формирования более достойного отношения к старости государство предлагает развивать межпоколенческие волонтерские программы, досуговые центры для пожилых, куда можно приходить с семьей, социальные службы, программы обучения членов семьи навыкам ухода за инвалидом или пожилым человеком.

Вопрос в том, хотим ли мы принять пожилых в свою среду. Мы нередко раздражаемся, когда слышим ворчание и замечания старушек в метро или в очереди

Пару лет назад я по приглашению друзей попала на урок танцев в Англии, где, к своему немалому удивлению, обнаружила не только веселых и беззаботных студентов, но и вполне бодрых и жизнерадостных старичков. Они нисколько не смущались своего возраста, внешнего вида или физической формы и спокойно танцевали с молодежью. При этом в Москве на подобных уроках редко можно встретить кого-то старше 40. Дело не в том, что русские бабушки и дедушки радикально отличаются от западных, и не в размерах пенсий, пособий и заботе государства — во всех странах есть свои проблемы в социальном секторе. Вопрос в том, хотим ли мы принять пожилых в свою среду. Мы нередко раздражаемся, когда слышим ворчание и замечания старушек в метро или в очереди. Но стоит задуматься, почему мы чаще всего видим пенсионеров только в транспорте, в поликлиниках или на лавочках у подъезда? Если мы не изменим своего отношения к старости, вряд ли мы сами сможем встретить ее достойно, оставшись активными и жизнерадостными, в будущем.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Как успевать читать всё интересное?

Получайте лучшие материалы в нашей рассылке