Когда-то непримечательная окраина города вошла в историю благодаря празднику и стала называться Триумфальной." /> Полная история Триумфальной площади
Сегодня:
$
Нефть
Золото

Полная история Триумфальной площади

Когда-то непримечательная окраина города вошла в историю благодаря празднику и стала называться Триумфальной. Она так и пронесла это имя через торжественные ворота, весёлые театры и поэта революции. Её облик меняли во время большой советской стройки и в сражениях на полях шоубизнеса. Мы продолжаем рассказывать об истории самых известных площадей Москвы. Сегодня о том, как жила Триумфальная площадь, бывшая Маяковская.

Пятнадцать лошадей тянут по снегу морской корабль в сторону Москвы. На борту совсем недавно объявивший себя императором Пётр. Он смотрит в подзорную трубу, замечая крыши богатых московских домов. Ветер поддувает парус. Его расправляют матросы. За кораблём «плывёт» по снежной дороге гондола с печкой. В гондоле императрица Екатерина. Они приближаются к триумфальным воротам, специально построенных к этому дню. В процессии сотни саней, лошадей, одетых в красочное людей, звучит торжественно-весёлая музыка. Так, в январе 1722 года начиналась история названия Триумфальной площади Москвы. Да и во многом самой площади. Для освобождения места под триумфальные ворота снесли несколько дворов ямщиков у ворот Земляного города — окраины того времени — освободив пространство.

Описывая торжества по случаю заключения Ништадтского мира, окончившего Северную войну, камер-юнкер Берхгольц отмечал, что на Триумфальных воротах были прикреплён российский герб и написаны несколько фраз, восхваляющие правление Петра.


Из записок камер-юнкера Фридриха Берхгольца:

Въезд через триумфальные ворота — часть, можно сказать, карнавала с участием именитых особ молодой империи. Центральный объект процессии, следовавшей из села Всесвятское (ныне — район Сокола) в Кремль — императорский тридцатифутовый корабль, который не помещался по высоте в арку. Перед «проездом» через триумфальные ворота с него пришлось снимать мачту с парусом. В это время император со свитой обедал в доме специально построенным для этого Строгановыми.

На протяжении XVII века деревянные арки-ворота строились не раз. Причём ещё до 1722 года — после Полтавской битвы. Коронации Анны Ивановны, Елизаветы Петровны, Екатерины II— это только самые известные поводы. Одновременно строилась не одна арка. Тот же Берхгольц упоминает «четвёртые триумфальные ворота»: три находились на Тверской, Мясницкой и в Китай-городе. Строились они на деньги Синода, городского магистрата и промышленников Строгановых. Четвёртые — по инициативе и на средства Меншикова. Но в районе нынешней Триумфальной находились самые примечательные — на пути из Петербурга в Москву. Последним императором, торжественно проезжавшим деревянные ворота на Триумфальной площади, стал Павел I.

В 1805 году земляной вал был срыт. На площади организуют рынок. Потеряв ворота, которые ставить здесь перестали, площадь ни чуть не теряет своё название.


Владимир Гиляровский
«Москва и москвичи»

На площади Тверской заставы в 1834 году открывают триумфальные ворота по проекту Осипа Бове в честь победы в войне 1812 года (теперь они в воссозданном виде находятся на Кутузовском проспекте). Из-за этого можно было запутаться — ведь триумфальные ворота не стоят на одноимённой площади. Проблема решилась просто. Триумфальную называли «площадью старых триумфальных ворот». Или на московском говоре — «трухмальных».

Перед торжествами 1896 года по поводу коронации последнего императора Николая II, в качестве своеобразной «компенсации» за утерянные ворота на Старой Триумфальной, строят красивый павильон работы Фёдора Шехтеля для встречи императорской семьи членами городской думы. Потом его перенесли в Сокольники.

В конце XIX века в районе Старо-Триумфальной стало веселее. В 1892 году на территории будущего сада «Аквариум» открылась Первая московская электрическая выставка. Ранее на этом месте, несмотря на заметную отдалённость, располагались огороды Новодевичьего монастыря, во второй половине XIX века — хозяйственные постройки общества снабжения железных дорог.


Журнал «Наука и жизнь»
1893

А в следующем 1893 году на месте выставки открывается будущий сад «Аквариум». Тогда он назывался «Чикаго» и принадлежал антрепренёру (продюсеру) и артисту Михаилу Лентовскому. Он арендовал участок и устроил сад с театром в здании большого каменного сарая и гротом на месте засыпанного пруда. Лентовский вскоре разорился. «Чикаго» передали Лидии Гейтен. Она, балерина и хореограф, устраивала в саду спектакли и выступления танцевальных коллективов.

Название «Аквариум» (по аналогии с петербургским «тёзкой») саду дал предприниматель Шаль Омон. Омон — значимое имя московского шоу-бизнеса начала XX века. Он владел несколькими театральными площадками в городе, самые известные располагались как раз в районе Старо-Триумфальной. Француз североафриканского происхождения арендовал сад в 1898 году.

Имея опыт организации театров, например, на Нижегородской ярмарке, Омон сразу же включается в дело. При нём в «Аквариуме» появляются два театра — зимний и летний. На площадках проходило множество увеселительных мероприятий. Летний театр пользовался популярностью в сезон, когда большинство московских театров уходили на каникулы и гастроли. А в 1907 году здание летнего театра «Олимпия» попало в хронику чрезвычайных происшествий — оно обрушилось из-за ветхости.


«Новости дня»
13 июня 1903 года

Скандальную известность Омону принёс постоянный театр, открытый им в том же квартале, что и сад, но рядом с Тверской улицей. Так называемый Театр Шарля Омона распахнул двери в 1901 году.

Эпатаж продюсер продемонстрировал ещё до открытия: архитектор Модест Дурново сначала предлагал построить вход в здание в виде драконьей головы, но московский губернатор не разрешил.


Константин Алексеев (Станиславский)
В письме к Антону Чехову, 1902, январь

Учреждение Омона называлось театром с «французской порнографией» — звучали песни французский шансонеток, исполняли канкан и другие откровенные для того времени танцы с возможностью разглядеть актрис ближе и за столом ресторана. Такой театр-кабаре был не единственным в городе, но самым известным, до тех пор француз со скандалом не покинул Россию в 1907 году. Строение перешло антрепренёру Игнатию Зону. Его театр с коротким названием «Зон» работал до 1918 года, теряя из-за Первой мировой войны австрийских артистов и алкоголь, пока не закрылся после эмиграции владельца.


Максим Горький
«Жизнь Клима Самгина»

Сад «Аквариум» те временем менял владельцев: Блюменталь-Тамарин, Фёдор Томас, ещё пара малоизвестных ныне предпринимателей. Пространство продолжало принимать артистов, музыкантов, а также любителей активного отдыха — в закрытом здании театра в 1910 году построили роллердром.

Близость Триумфальной к рабочим районам сыграла свою роль в событиях 1905 года. После начала декабрьской стачки в саду «Аквариум» проходил митинг рабочих. Полиция не очень удачно попыталась его разогнать, арестовав несколько десятков человек. Но по городу поползли слухи о расстреле протестующих, что озлобило часть активистов-революционеров. На следующий день уже на площади революционеры попытались организовать баррикады — тоже не очень удачно. Прямых кровавых столкновений, как это было неподалёку на Страстной площади, здесь не произошло.


«Новое Время»
10 декабря 1905

Пока на обочине била ключом культурная жизнь, на площади обновлялась инфраструктура. В 1901 году со Старо-Триумфальной убирают бассейн, откуда горожане брали воду, и вместо него ставят клумбу. А через 10 лет вместо рынка разбивают зелёный сквер, ставший продолжением Садового бульвара.


«Новости дня»
3 июня 1901

В 1905 году через площадь проходит трамвайная линия. Трамвайный путь от Петровского дворца до Охотного ряда стал первым в пределах города.

Но более известным стало другое электрическое предприятие — электротеатр «Пегас» на севере площади. Он был открыт в 1913 году киностудией или, как тогда называли, ателье Александра Ханжонкова. Компания «А. Ханжонков и К°» до Первой мировой войны по праву претендовала на титул лидера киноиндустрии, производя такие крупные ленты, как, например, «Оборона Севастополя» и «1812». За время работы ателье выпустило более полусотни художественных и документальных фильмов.


«Московская газета»
25 ноября 1913

Работала у Ханжонкова актриса Вера Холодная, за короткое время ставшая знаменитой. По легенде, именно в кинотеатре «Пегас» она смотрела свою дебютную ленту «Анна Каренина» и встретила Бориса Ржевского-Раевского. Ржевский, агент полиции, а затем большевиков, по одной из версий, находился с ней рядом перед загадочной смертью актрисы в Одессе. В 1916 году Холодная ушла из киноателье Ханжонкова, что тогда для него было трагедией. Продюсер ещё не знал, через почти год кинотеатр национализируют, а после поражения белогвардейцев ему придётся иммигрировать из Крыма за границу. В 1920-х он вернётся в Россию, но не на прежние лидирующие позиции в кинематографе — спокойно работать ему так и не дадут: он снова уедет на крымский полуостров, где умрёт в 1945 году.

В 1911 году между бывшем театром Омона и садом «Аквариум» открывается цирк братьев Никитиных. Приехавшие из Саратова циркачи пару десятилетий составляли конкуренцию московским и провинциальным театрам, и вот теперь у них собственное здание с куполом. «Конюшни» для животных располагались на месте нынешнего театра Моссовета.

Любопытно, что владелец цирка на Цветном бульваре Альберт Соломонский пытался убрать конкурентов подкупом — он заключил договор со старшим братом Дмитрием Никитиным. Но это не помогло: цирк на Триумфальной принадлежал другому брату — Акиму. Его возвышающийся купол можно увидеть и в наши дни, а вот сам цирк закрылся после революции из-за нехватки средств и смерти братьев.

На месте пустыря у нового выхода со станции метро «Маяковская» находилось первое здание Театра кукол Образцова. Театр появился в 1931 году по инициативе Центрального Дома художественного воспитания детей (ЦДХВД), основанного двумя годами ранее. Театр открылся спектаклем «Джим и доллар». Пьеса рассказывала о притеснении чернокожих в США и клеймила капитализм. Заканчивалось всё счастливым финалом — Джим прибывал в Москву, прямиком на Красную площадь. В первые годы на сцене были показаны спектакли «Поросёнок в ванне», «Эхо-болтун», «Братья Монгольфье», «Пузан» и «Каштанка». Примечательно, что в репертуаре были представления и для взрослых, и для детей.

Режиссёром многих спектаклей был Сергей Образцов, и в 1949 году его назначили директором театра. В 1936-37 годах в театре работал Зиновий Гердт, периодически озвучивавший здесь спектакли до 1961 года. Голосом Гердта разговаривал один из наиболее известных персонажей театра — конферансье в спектакле «Необыкновенный концерт». Во время войны театр кукол был эвакуирован в Новосибирск. В 1970-м театр переехал — в новое здание на Садовой-Самотечной, известное механическими часами на фасаде.

Квартал двух-трёхэтажных домов, включая бывшее здание театра, снесли в начале 80-х. На его месте появился газон и стенды, прославлявшие Советский Союз и Партию. Под конец правления Юрия Лужкова, в 2002 году, здесь собирались построить гостиницу. С приходом нового мэра концепция изменилась — обсуждались планы строительства сквера и парковки под ним. В январе 2014 года сообщалось, что здесь всё-таки будет построена пятизвёздочная гостиница.

После революции Старо-Триумфальная продолжала жить театральной жизнью, встречая новых владельцев зданий и новые темы для спектаклей. В здании бывшего цирка Никулиных расположился Мюзик-холл, рядом в саду «Аквариум» работали площадки для варьете. В двухстах метрах от площади на запад и сейчас стоит так называемый «Дом Булгакова» (Большая Садовая, 10). В нём Михаил Булгаков жил и писал. В том числе, и об окружающем районе.

На театральную площадку Триумфальной Булгаков отправил героев романа «Мастер и Маргарита»: «Сегодня и ежедневно в театре Варьете сверх программы: Профессор Воланд. Сеансы чёрной магии с полным её разоблачением». Под варьете, скорее всего, имеется в виду здание бывшего цирка, куда ходили и герои повести «Собачье сердце». С иронией Булгаков писал о соседнем прогрессивном театре «покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами».

О том, как выглядело варьете в зимнем театре сада «Аквариум», можно судить по кадрам из фильма «Весёлые ребята» 1934 года. Возможно, именно на его месте в 1940 году заложат будущее здание театра Моссовета (фотографий зимнего сада не сохранилось). Исполнитель же главной роли в фильме Леонид Утёсов на площадках рядом со Старо-Триумфальной выступал часто: например, в мюзик-холле и оперетте в том же зимнем театре.

По Генплану Москвы 1935 года Садовое кольцо и улица Горького (бывшая Тверская) должны были расшириться до размеров магистрали и вырасти в высоте. Соответственно и Триумфальная площадь должна измениться до неузнаваемости.

На площади сносятся сквер и бульвар, убирается трамвайное движение, пространство закатывается в асфальт. Так, она вошла в число пяти крупнейших просторных площадей советской Москвы. Меняются и здания вокруг. Планы грандиозные, до войны их воплотить в жизнь не успеют. Одно из исключений — построенный в 1940 году концертный зал, отданный Московской филармонии и названный именем композитора Чайковского, которому в тот год исполнилось бы 100 лет. Но изначально никакой филармонии здесь не должно было быть.

С 1920-х здесь в старом разваливавшимся здании театра «Зон» располагался театр Всеволода Мейерхольда. В следующем десятилетии, в 1932 году появилась возможность радикально его перестроить. Первые проекты предполагали масштабные планы: раздвижной потолок (сменённый затем стеклянным), башня, выходящая на улицу Горького, со скульптурами, амфитеатр, облегающий сцену. Но воплотить их было не суждено совсем не по архитектурным причинам. В конце 1937 года против театра и его руководителя организовали травлю, обвинили в антисоветчине и, наконец, закрыли. Мейерхольд недолго проработал затем у Станиславского, а потом был арестован и расстрелян. В построенном здании от первоначальных проектов остался просторный овальный зал и похожий фасад. Специалисты говорят, что с акустикой в зале были проблемы, сказывалось немузыкальное происхождение.

На пороге 1936 года Старую Триумфальную площадь переименовывают в Маяковскую. А летом 1936 года путаница с «арочными» названиями окончательно исчезает — Триумфальную арку у Белорусского вокзала сносят, чтобы не мешала движению. Это не первое переименование Триумфальной: в июле 1920 года Московский Совет рабочих и красногвардейских депутатов постановил назвать площадь в честь погибшего на южном фронте Гражданской войны Михаила Янышева, революционера, председателя столичного ревтрибунала. Но решение так и не было закреплено. Маяковская вернётся к своему триумфальному названию в 1993 году, без приставки «старая».

В 1937 году на Маяковской проходит первомайская детская ярмарка. На площади ставят своеобразную Триумфальную арку с панно на тему заботы партии и правительства о детях. Без изображения Сталина, конечно, не обошлось. В центре композиции — знаменитая фотография вождя с бурятской девочкой Гелей Маркизовой. В 1937-м её ещё называли настоящим именем, а вот уже со следующего года из-за расстрела отца Гели, наркома земледелия Бурят-Монгольской республики, девочку с портрета будут звать таджичкой Мамлакат.

На ярмарке дети с родителями могли посетить 35 павильонов и купить разные товары — от вкусностей до домашних животных. После праздника ярмарку на всё лето перенесли в Парк Горького.


«Правда»
2 декабря 1939

В сентябре 1938 года в строящемся здании концертного зала открывается вестибюль станции метро. Изначально она должна была называться «Триумфальная площадь», затем «Площадь Маяковского», итоговое название «Маяковская». Оформлением станции занимался архитектор Алексей Душкин. Особенностями подземного зала стали 35 мозаичных панно работы ленинградской мастерской Фролова по эскизам Дейнеки. Пространство выглядит свободно благодаря множества арок, соединяющих центральный и путевые залы. Они оформлены авиасталью, которую Душкин выпросил у военной промышленности. Проект станции был оценен за границей — он получил Гран-при Всемирной выставки в Нью-Йорке 1939 года.

«Маяковская» стала символом бомбоубежищ Великой Отечественной войны. Знаменитыми стали кадры с изображением зала, в котором укрывались тысячи людей. Во время первой воздушной тревоги станция установила рекорд по количеству принятых горожан — около 50 тысяч. Расположились они не только на платформе, но и в ближайших отрезках тоннеля. На «Маяковской» 6 ноября 1941 года состоялось предпраздничное заседание Моссовета, на котором с речью выступил Сталин.

После войны площадь, наконец, обрела свою доминанту. Памятник Владимиру Маяковскому на площади закладывали ещё к 10-й годовщине смерти поэта, в 1940 году. Потом хотели открыть его к концу 1956-го, но в итоге установили только 29 июля 1958 года. Скульптура работы Александр Кибальников изображает поэта стоящего с блокнотом в руке и смотрящего вдаль.


«Литературная газета»
31 июля 1958

Где конкретно поставить памятник, решалось с помощью деревянных профилей — их двигали по площади, выбирая удачный ракурс. На фоне уже виднелось здание гостиницы «Пекин», построенной весной 1955 года.

«Пекин» — одно из последних крупных московских строений в «сталинском стиле». Строительство началось ещё до войны и успело завершиться до выхода постановления «об устранении излишеств». Архитектор здания — Дмитрий Чечулин, проектировавший рядом также здание Миноборонпрома (в северо-западном углу Садового и Тверской, где располагался кинотеатр «Москва», бывший «Ханжонкова») и внутренность Концертного зала Чайковского. «Пекин» внешне не имеет ничего китайского. Правда, первое время её вывеска дублировалась на языке Поднебесной, а также был открыт китайский ресторан. Кроме гостиницы в здании в разное время располагалась поликлиника МВД, а северо-восточное крыло и башенка были отданы КГБ.

В 1960 году московские власти принимают решение организовать на Садовом кольце непрерывное движение. Тоннель под Маяковской был построен в том же году. Перед строительством обсуждался вопрос о сносе большого дома, расположенного на Садовом кольце по восточной стороне улицы Горького (бывшей Тверской). Известен он располагавшей там в советское время редакцией журнала «Юность», а до революции — дорогим борделем и нумизматическим магазином. В итоге его решили не сносить — дом и сейчас стоит к лицу памятника Маяковскому.

Сам памятник Маяковскому стал неформальным местом сбора любителей поэзии. «Маяковские чтения» иногда разгонялись властями как несанкционированные митинги. Традиция зародилась после установки памятника и с переменным успехом продолжается до сих пор.

В саду «Аквариум» вскоре после войны жизнь начала гаснуть. Он стал придатком открытого в 1959 году нового здания Театра имени Моссовета.

На парк выходят окна гримёрок Театра Сатиры, занявшего здание цирка в 1964 году. Сатирики сменили в нём Театр Оперетты. К тому времени здание перестроили, оставив купол. Говорят, что именно этот театр являлся в советское время лидером по числу запрещённых постановок. Популярность его была велика, достать билеты на спектакли с участием таких артистов, как Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ольга Аросьева, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт было сложно.

В 1974 году между памятником Маяковскому и гостиницей «Пекин» сносят здание постройки 1860 года. В нём ранее располагались театры «Современник» и «Сатиры», до революции — варьете «Альказар» и доходный дом. Теперь на его месте парковка. Здание пострадало, скорее всего, из-за предолимпийской кампании по сносу старых строений.

В наше время жизнь на каменной Триумфальной проявлюсь в различных политических акциях. 10 ноября 1991 года представители антизападного движения Э.Т.И. (Экспроприация Территории Искусства, также известны акцией «Х*й на Красной площади») в буквальном смысле устроили ползучий парад. Расстояние от выхода из метро до памятника Маяковскому под взглядами нескольких сотен человек они преодолели не вставая с грязного асфальта. «Тихий парад» символизировал переход страны из социализма в капитализм.

В XXI веке с политической стороной Триумфальной стала ассоциироваться оппозиция менее акционистская. Здесь неоднократно пытались пройти «Марши несогласных» — акции протеста несистемной оппозиции. В конце «нулевых» здесь стали проводить акции в рамках «Стратегии-31» (в защиту 31-й статьи Конституции о свободе собраний) и «Дней гнева» (против власти). Несанкционированные митинги, а точнее — попытки их провести, по 31-м числам всегда заканчивались задержаниями. Наибольшее число отправившихся в полицию зафиксировано в мае 2010 года. Часто, чтобы формально обосновать запрет власти организовывали на площади другие мероприятия, которые по времени пересекались с митингами, начинавшимися обычно в шесть вечера.


Эдуард Лимонов
27 июля 2009

«Стратегия-31» потеряла популярность после начала «белоленточно-болотных» протестов 2011 года. Но они были связаны — перед первым большим митингом на Болотной несанкционированный митинг прошёл на Триумфальной, где зафиксировано последнее крупное прямое столкновение представителей прокремлёвских молодёжных движений и «белоленточников» (бескровное). Отметим, что именно в декабре 2011 года Триумфальная площадь интересовала пользователей интернета, по данным Google, больше, чем в другие месяцы за последние пять лет.

В 2010 году на площади, вокруг памятника Маяковскому начались археологические раскопки. Они заявлялись как подготовка к строительству подземного паркинга. По сути, закрытие площади возмутило проводивших там акции оппозиционеров. Работы закончили почти через три года. Тихо, показав найденные предметы старости, и забыв о планах построить парковку.

Под землёй всё же происходят реальные перемены. В 2005 году открывается второй выход со станции метро. А в 2010-м завершается реконструкция «Маяковской»: в подземном зале меняют пол, реставрируют оформление станции, заменяют многие металлические элементы, подверженные ржавчине.

В 2009 году в здании Минрегионразвития, на севере площади, открылся музей истории шоколада и какао. Там же в последние десятилетия находился «Дом Ханженкова» (бывший кинотеатр «Москва» и «Пегас»). Из него в разное время делали концертную площадку, клуб и пивную.

Триумфальная площадь остаётся каменной, холодной, продуваемой ветрами. Московские власти намерены реконструировать пространство. В конкурсе проектов участвовало несколько бюро — выиграло «BUROMOSCOW».


Денис Ромодин
москвовед

Пространство будет разделено на сквер и площадь, его ограничат водой, установят качели, посадят сирени, каштаны и липы. Памятник Маяковскому планируется оставить на месте. Парковка на поверхности сократится, вместо — построят её подземную версию.

Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала Музею Москвы и Сергею Кайдашеву.

Читайте также:

Пушкинская площадь
Монастырь, памятник, большевики, Новодворская, «Макдоналдс» и протесты

Арбатская площадь
Храм, рынок, кинотеатр, секретное метро, тоннель и разрушительные реконструкции

Лубянская площадь
Китай-город, Политехнический музей, Железный Феликс, Детский мир и кит в балагане

Таганская площадь
Тюрьма, театр с Высоцким, подземный бункер и славянская ОПГ

Оставить комментарий

avatar