17.05
$ 55.61
55.51
Нефть 55.51
Золото 55.51

Деньги или автомобиль: страховка с принудительным ремонтом

Что бы вы предпочли, разбив машину в ДТП – получить денежную компенсацию ли отремонтировать авто за счет страховщиков? Президентским экспертам не понравился законопроект, который устанавливает приоритет ремонта над денежной выплатой в ОСАГО. Юристы считают, что у автовладельцев должен быть выбор.

История вопроса

Идея прекратить выплаты по ОСАГО и заменить их натуральным обменом, то есть ремонтом, была впервые высказана экспертами год назад на прямой линии с президентом Владимиром Путиным. В итоге президент поручил правительству и Центробанку подготовить изменения в закон об ОСАГО.
В июне 2016 года законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы с учетом замечаний Российского союза автостраховщиков. В декабре состоялось первое чтение. Подавляющим большинством голосов проект был принят. Замечания и предложения обещали учесть в ходе дальнейшей работы.

В конце января 2017 года правительство РФ предложило поправки ко второму чтению законопроекта. Суть такова. Страховщики выдают направление на ремонт в выбранную ими СТО в течение 20 календарных дней. Отсчет начинается после письменного обращения страхователя. Срок ремонта не должен быть более 30 рабочих дней после отправки машины в сервис. За день просрочки будут взиматься пеня. Гарантийный срок ремонта устанавливается в 2 месяца.

Кроме того, выплата деньгами все-таки сохраняется. Но получать наличные удастся только в некоторых случаях. Если машина не подлежит восстановлению, если стоимость ремонта превышает страховую сумму; если вред нанесен не автомобилю, а другому имуществу.

Денежные выплаты также предусмотрены в случае смерти потерпевшего, получения им «тяжкого или средней тяжести вреда здоровью», получения инвалидности первой и второй групп. При этом одному и тому же потерпевшему нельзя выплачивать компенсацию деньгами чаще одного раза в 3 года.
Кроме того, потерпевший автовладелец сможет получить деньги, если у него есть тяжелые жизненные или иные обстоятельства, «обоснованно исключающие необходимость восстановительного ремонта транспортного средства». Решать обоснованность требований будет специальная комиссия.

Президентские эксперты: должна быть свобода выбора

Однако сегодня стало известно, что Совет по кодификации гражданского законодательства при президенте РФ подготовил отрицательное заключение на законопроект о ремонтной реформе ОСАГО.
У президентских юристов есть несколько замечаний принципиального характера, пишет «Коммерсант». Идея реформы не оспаривается: замена денежной выплаты ремонтом может соответствовать интересам автовладельцев. Однако совет считает принципиальным предоставить потерпевшему свободу выбирать деньги или ремонт.

Эксперты недоумевают, почему приоритет ремонта установлен только для физлиц — владельцев легковых автомобилей, а для юридических лиц схема возмещения остается прежней.
Кроме того, непонятно, по каким критериям страховщики будут рассматривать заявление потерпевшего о компенсации в денежном виде, и как будут решаться разногласия. Неясно и почему автовладелец должен давать объяснения специальной «комиссии по тяжелым жизненным обстоятельствам».
Не нравится юристам и положение, по которому под ремонтную реформу попадают только договоры ОСАГО, заключенные после вступления в силу закона с изменениями.

Социологи: 48 против 40

Защитники натурального возмещения ущерба утверждают, что таким образом удастся отсечь многочисленных мошенников, наживающихся на ОСАГО.
Противники законопроекта говорят о нарушении своих гражданских прав. Они не понимают, почему должны отдавать страховщикам наличные и получать взамен неизвестного качества ремонт в неизвестной им мастерской. Таким образом, резонные доводы есть у обеих сторон.

Ранее исследовательский холдинг Ромир провел исследование, показавшее отношение автовладельцев к ОСАГО и осведомленности о предстоящих реформах. В опросе приняли участие 1200 автолюбителей, жители 35 городов России.

Оказалось, что натуральное возмещение в виде направления на ремонт на хорошую станцию техобслуживания выбирают 40% аудитории. Однако большинство автовладельцев (48%) все-таки предпочитает денежную компенсацию. В целом натуральное возмещение воспринимается удобным сервисом, который необходимо развивать и улучшать (40%). Более половины водителей (52%) предложили ввести дополнительный контроль качества ремонта.

В ходе опроса почти половина респондентов (45%) заявила, что сталкивалась с предложением или навязыванием дополнительных услуг при покупке полиса. Чаще всего они решали данную проблему обращением в другую страховую компанию.

Отложить нельзя принять

Исходя из спорности положений законопроекта о натурализации ОСАГО, некоторые эксперты и депутаты предложили отсрочить его рассмотрение на год. Или сделать пилотным проектом в отдельных регионах страны.

Этому воспротивился Банк России. Там считают крайне важным скорейшее принятие поправок в закон об ОСАГО. Об этом заявил зампред ЦБ Владимир Чистюхин на круглом столе в Госдуме, передает «Интерфакс».

По его словам, альтернативные пути решения задачи могут потребовать нескольких лет. Такое время понадобится для принятия закона о борьбе со страховыми мошенничествами или для формирования национального реестра сертифицированных мастерских, работающих по договорам ОСАГО.

В свою очередь руководитель департамента финансовой политики Минфина РФ Сергей Барсуков согласился с необходимостью введения поправок в ОСАГО о натуральных выплатах с 1 марта текущего года. «Самое простое в данной ситуации – ничего не делать. Однако таким подходом мы загоним проблему в тупик. Ее станет решать еще труднее», – полагает представитель Минфина.

Прибыльно-убыточное ОСАГО

«Нестраховые выплаты страховщиков ОСАГО по итогам 2016 года могут составить 25 млрд рублей», – заявил представитель Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. По его словам, таков убыток страховщиков, связанный с выплатами недобросовестным автоюристам и прочим страховым посредникам.

В качестве примера он привел случай, когда по решению суда со счета РСА были списаны 18 млн рублей. Судом рассматривалось 90 однотипных дел на сумму 205 тыс. рублей каждое.
Однако в ЦБ считают, что в целом ОСАГО – это прибыльный бизнес, а проблемы есть только в некоторых регионах. Об этом недавно сообщила глава Центробанка Эльвира Набиуллина.

«Надо сказать, что в целом ОСАГО – это не убыточный вид деятельности для страховых компаний, достаточно прибыльный. За девять месяцев в рамках ОСАГО страховые компании получили 12 миллиардов рублей прибыли. Но ситуация очень разная по регионам», — сказала она в интервью телеканалу «Россия 24».

По ее словам, для регулятора приоритетен вопрос натурального возмещения ущерба, но при этом необходимо надежно защитить права граждан.
Отметим, что работа над поправками к закону о натурализации ОСАГО сейчас продолжаются в Госдуме.

comments powered by HyperComments