Время от времени каждый человек испытывает потребность остаться наедине с собой." />
Сегодня:
$
Нефть
Золото

Встреча с собой

Время от времени каждый человек испытывает потребность остаться наедине с собой. Одним хватает недолгих прогулок, кто-то на несколько часов может с головой погрузиться в любимое занятие, третьи просто отключают телефон и закрывают интернет-браузер. Но есть и те, кому этого недостаточно, и для откровенного внутреннего диалога с самим с собой им необходимы особые условия. Именно такие люди чаще всего становятся участниками так называемых ретритов, по-прежнему остающихся малоизвестным явлением. “Практика” разобрался в том, что это такое, и поговорил с экспертами о психологическом значении подобных практик.

«Ретрит» (от англ. Retreat) в переводе на русский язык — «уединение, удаление от общества». Хотя как духовная практика он исторически связан с различными религиями, его вполне уместно рассматривать в качестве самостоятельной психотехники. Ретриты в современном смысле этого слова можно сравнить с йогой, которая появилась в рамках индуизма и буддизма, однако сегодня в большинстве случаев не имеет религиозной подоплёки. Обстоятельства этого занятия могут быть разными, но суть любых ретритов одна: продолжительная медитация (дни, недели и даже месяцы) вдали от цивилизации, раздражителей и источников стресса.

Потребность в уединении вполне понятна и здорова, считает психолог Павел Пономарёв. По его мнению, информационное пространство, в котором живёт современный человек, агрессивно и может расшатывать психику. «Слышать самого себя важно и необходимо. Это психогигиена. Человек в сегодняшнем мире перестаёт понимать, что является его собственным, а что — привнесённым», — отмечает Пономарёв.

Старший научный сотрудник лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии РАН Мария Падун в беседе с «Практикаом» выделила три основных мотива, по которым люди стремятся ограничить контакты с внешним миром и остаться наедине с собой.


Мария Падун
Старший научный сотрудник лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии РАН

Ретрит принципиально отличается от паломничества, первичные цели которого сугубо религиозны

Подобные духовные эксперименты давно известны в различных течениях христианства, суфизме (мистический путь ислама), квакерстве, а также в религиозно-философских школах буддийского и индуистского толка. Сегодня наиболее массовой и известной является практика ретрита в странах Юго-Восточной Азии — в специальных центрах или при монастырях. При этом ретрит принципиально отличается от паломничества, первичные цели которого сугубо религиозны. В то же время, коллективные ретриты, как правило, содержат в программе теоретическую часть, в рамках которой наставники читают религиозно-философские лекции и встречаются с участниками для индивидуальных консультаций. Проходящих ретрит эта сторона процесса ни к чему обязывать не должна — речи об отказе от собственной веры, принятии чужих ценностей или обязательном участии в собственно религиозных обрядах идти не может. На ретрите слушателям могут предлагать вникнуть в теоретические основы медитации, которые помогут достичь успеха в этом деле (например, принцип осознанности). В случае, если имеет место жёсткий контроль, навязывание и принуждение, мероприятие следует считать сектантским, и держаться от него нужно подальше.

Ретрит может практиковаться в полном одиночестве или в группе, на природе или закрытом звуко- и светонепроницаемом помещении. Последний вид ретрита называется тёмным и является самым трудным и специфическим. Прибегать к нему можно только имея большой опыт и подготовку, поскольку длительное пребывание в одиночестве и темноте может привести неискушенного новичка не к гармонии, а, напротив, к разбалансировке и нарушениям психики.

«Стремление уйти от цивилизации может быть как здоровым, так и патологическим. Важно, что преобладает в мотивации человека»

Тем, кто не имеет серьёзного опыта духовных практик, подходят организованные групповые занятия (хотя при должной самодисциплине и правильном подходе каждый может обеспечить себе необходимые для ретрита условия самостоятельно). В случае коллективной медитации, ретрит предполагает необходимость следовать определённым правилам и дисциплине: соблюдать обет молчания, избегать прямого зрительного контакта с другими участниками, временно отказаться от вредных привычек и вписаться в общее расписание. Рацион участников обычно состоит только из растительной пищи.

Ежедневное расписание одного из известных медитационных центров в Таиланде:

04:30 — Подъем
05:00 — Утреннее чтение
05:15 — Медитация сидя
05:45 — Йога/Утренняя зарядка
07:00 — Медитация сидя
07:30 — Завтрак
09:30 — Разговор о Дхамме
10:30 — Медитация при ходьбе или стоя
11:00 — Медитация сидя
11:30 — Обед
14:00 — Инструкции по медитации и медитация сидя
15:00 — Медитация при ходьбе или стоя
15:30 — Медитация сидя
16:00 — Медитация при ходьбе или стоя
16:30 — Декламация буддийских сутр и медитация «любящей доброты»
17:30 — Чай/кофе
19:30 — Медитация сидя
20:00 — Групповая медитация при ходьбе
20:30 — Медитация сидя
21:00 — Подготовка ко сну
21:30 — Отбой

Надзирателей, следящих за выполнением кодекса, в ретрит-центрах, конечно, нет, поэтому добросовестность его исполнения — дело прежде всего самого участника. Кроме того, набор правил и их строгость сильно разнятся в зависимости от конкретного места: если в центрах, рассчитанных в основном на туристов, требования относительно мягкие, то в монастырях скидку новичкам делать, скорее всего, не будут. В некоторых группах, внешне похожих скорее на курсы или тренинги, ограничения минимальны.

Варьируется и система вознаграждения за предоставленные условия: где-то принята система добровольных пожертвований по окончании ретрита, а в других местах фиксированную сумму приходится платить до начала практик.

Для участия в ретрите необязательно лететь в далёкие азиатские страны. Смена обстановки и временный уход от повседневной городской жизни — необходимое условие, однако такая атмосфера может быть хотя бы частично создана где-то недалеко от дома. Медитационные центры есть, например, в Подмосковье, Ленинградской области и других регионах страны.

Участники ретритов часто делятся своим опытом в сети. Вот отрывок из рассказа американки Дайан, проходившей трёхмесячную медитационную практику в одном из буддийских монастырей в США:


Дайан
участница ретрита в США

Впрочем, встреча с самим собой может вызывать и негативные переживания. Это может случится, если человек отправился на ретрит, имея острые психологические проблемы. Категорически противопоказаны подобные практики людям с психическими нарушениями или личностными аномалиями. Например, при депрессии, по мнению психолога Софьи Гепштейн, требуется психотерапия и позитивный социальный контакт, а не изоляция от общества.


Софья Гепштейн
психолог

С тем, что длительная медитация в специальных условиях может быть как полезна, так и вредна согласна Мария Падун.


Мария Падун
старший научный сотрудник лаборатории психологии посттравматического стресса ИП РАН

Психологи полагают, что перед тем, как отправиться на ретрит, необходимо провести психологическую самодиагностику, и в случае наличия острых эмоциональных проблем от него стоит воздержаться. Рассматривая возможность своего участия в подобных практиках, также стоит очень внимательно подходить к выбору центров. Нужно тщательно изучить опыт людей, уже прошедших ретрит в том или ином месте: надежный ретрит-центр будет известным, а большинство отзывов в интернете — положительными. Кроме того, лучше как можно подробнее узнать об условиях и правилах, действующих в центре, и принять осознанное решение им следовать. Требования ни в коем случае не должны быть чрезмерно высокими, а главный ориентир в таких делах — это добрая воля.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Как успевать читать всё интересное?

Получайте лучшие материалы в нашей рассылке