Критиковать нельзя помиловать: что скрывается за нашим нежеланием признавать собственные ошибки

Критика сотрудников — один из самых обсуждаемых аспектов работы на Западе в последние годы. В идеале корпоративные обзоры производительности рассматриваются, как возможность получать ценную обратную связь и улучшать рабочий процесс. Исследования показывают, что многие компании оценивают большинство своих сотрудников, за крайне редким исключением, средним или немногим выше среднего уровнем. Делается это из тех соображений, чтобы не смутить их или наоборот, не дать упокоиться на лаврах. В связи с этим стали появляться инициативы по отмене таких обзоров.

Однако психологи полагают, что это как раз тот случай, когда нам следовало бы объединиться с системой. Роберт Нэш в своей колонке для BBC заявляет, что даже тогда, когда людей есть возможность услышать реальные, содержательные отзывы о самих себе, большинство их сразу отвергает, воспринимая в штыки. Несмотря на то, что нам всем хочется расти и развиваться, практически никто не готов слушать критику в свой адрес.

Отчасти в этом виновато наше хитрое ранимое эго, которое расставляет ловушки так, что мы подсознательно говорим себе то, что хотели бы слышать от других. Мы все хотим оправдать собственные ожидания и представления о себе, и поэтому критика или даже перспектива подвергнуться критике, подается нашим внутренним “я” как угроза нашей самооценке и нашему ощущению себя как личности. Как уверяет Роберт Нэш, годы психологических наблюдений показывают, что наше сознание довольно умело обходит неприятные ситуации связанные с критикой при помощи следующих трюков.

Блаженство в неведении

Пожалуй, самая распространенная реакция на критику — это игнорировать ее. Мы убеждаем себя, что это реакция зрелого и мудрого человека. Но на самом деле мудрости здесь очень мало. Такая реакция проявляется даже на простом бытовом уровне, когда заболев, мы вместо того, чтобы сразу пойти в больницу или обратиться за советом к родным, упорно делаем вид, что ничего не происходит. Исследования, проведенные психологами, показывают, что в своем игнорировании проблемы люди доходят порой до не вполне здорового и разумного поведения.

Так, Роберт Нэш приводит эксперимент, организованный с группой студентов, которым показали фильм о якобы серьезном заболевании под названием “дефицит ТАА”. Никому не сказали, что болезнь выдуманная, но вместо этого предложили сдать анализ на выявление риска развития этого дефицита. При этом одной половине студентов сообщили, что в случае обнаружения болезни нужно будет пройти двухнедельный курс лечения, а другой половине сказали, что им на протяжении всей оставшейся жизни придется принимать таблетки. В итоге, из первой группы сдать анализы согласилось 52% студентов, а из второй — только 21%. Результаты исследования наглядно демонстрируют, что чем труднее и неприятнее задача нам предстоит, тем мы скорее от нее откажемся.

Я не виноват!

Когда же игнорировать критику не удается, в ход идет самообман. Мы вырываем из контекста только те слова, которые хотим слышать, прибегаем за утешением к тем, кто нас однозначно поддержит, и придаем значение только тем вещам, которые у нас получаются, опуская при этом неудачи. Мы стараемся не обращать внимания на свои недостатки, вместо этого выискивая их у того, кто нас критикует. Даже если мы просто слышим, что у кого-то что-то получается лучше чем у нас, в ход пускаются аргументы из серии “зато у меня лучше друзья, семья или внешность, да и вообще, я куда лучше, как человек”.

Нэш высказывает мнение, что наиболее склонны уклоняться от критики те люди, которые сами часто критикуют других. Куда проще обвинить человека в некомпетентности или зависти, чем прислушаться к тому, о чем он говорит. Исследования в Университете Уотерлу в Канаде, показали что студенты, которые плохо учились, зачастую начинали обвинять в своей неуспеваемости преподавателей. В качестве обвинений в некомпетентности им при этом вменялась даже принадлежность к женскому полу.

От обороны к нападению

Как показывает практика, реакция человека в большинстве случаев не зависит от того,  конструктивна критика или нет. Даже справедливое замечание может заставить нас ощетиниться и проявить далеко не лучшие качества. Но Роберт Нэш полагает, что с этим можно бороться. В конечном итоге, критика — один из самых эффективных двигателей нашего собственного прогресса, от которого мы можем только выиграть. Основная трудность заключается в том, что ни один из вариантов развития событий не кажется нам приемлемым: нас в равной степени расстраивает как неспособность достичь желаемого, так и критика, которая помогла бы в достижении этого самого желаемого.

Если мы так печемся о собственном благополучии, что боимся любого сценария, который бы повредил нашей самооценке, тут впору задуматься, полагает Нэш. Может это указывает как раз на то, что в глубине души мы обманываем себя, и следует честно признаться себе, что мы далеки от собственного же идеала. Только так можно будет перестать обижаться на критику и начать работать над собой. Ведь умение честно и здраво оценивать себя пригодится вам как в личной жизни, так и на работе.

comments powered by HyperComments