Сегодня:
$
Нефть
Золото

В российских вузах подорожало платное обучение

В российских вузах подорожало платное обучение, пишет газета "Известия". В некоторых регионах рост цен достиг 300%.

Как пишет издание, среди лидеров роста столичные вузы — РГСУ, МГЛУ, РУДН, РАНХиГС, НИУ МАИ, НИТУ МИСиС, МАДИ и другие. При этом больше всего подорожало обучение в регионах. Так, на филологическом факультете Дагестанского госуниверситета плата за учёбу выросла в четыре раза: с 20 до 77 тыс. рублей.

Также в три раза увеличилось обучение на некоторых факультетах Ивановского госуниверситета. В столичном Российском государственном социальном университете (РГСУ) больше всего подорожало направление «конфликтология» (магистратура) — новая цена годового обучения составляет 140 тыс. рублей против 60 тыс. рублей в прошлом учебном году. Таким образом, рост платного обучения достиг 133%.

В связи с этим первый заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Владимир Бурматов направил обращение заместителю председателя правительства Ольге Голодец разрешить вузам оставить цены на платное обучение на уровне прошлого года и при желании заморозить цены.

Ранее Минобрнауки на 2015/16 учебный год увеличило количество бюджетных мест в вузах на 16%. В новом году 576 тыс. человек смогут учиться бесплатно, тогда как в 2014-м такая возможность была только у 484,9 тыс. абитуриентов.

Ранее были названы вузы с самой высокой стоимостью обучения, лидерами рейтинга стали МГИМО, НИУ ВШЭ и МГУ им. Ломоносова. Кроме того, на 3,4% уменьшилось число преподавателей в университетах.

«Практика» выяснил, как реформа высшего образования приводит к безработице преподавателей вузов.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Рособрнадзор лишил московский и ростовский вузы права на прием

Рособрнадзор лишил институт языков и культур имени Льва Толстого права на приём. Также приостановлено действие лицензии Ростовского института иностранных языков, пишет ТАСС.

Закрытия произошли из-за отсутствия документов, подтверждающих "наличие зданий на законном основании". В учебных заведениях студентам не оказывалась медицинская помощь, а также санитарно-эпидемиологических заключений.

С 1 января 2014 года лицензий были лишены более 300 вузов и филиалов.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Студенты столичного института подозревают ректорат в мошенничестве

Студенты Московского института рекламы, туризма и шоу-бизнеса (МИРТШБ) добиваются от прокуратуры, МВД и Следственного комитета России возбуждения уголовного дела по ст. «Мошенничество» в отношении руководства вуза. Об этом сообщает газета "Известия".

В конце 2012 года у вуза истек года срок аккредитации. Однако руководство института Игорь Аниканов убедило студентов оплатить обучение за 2013 и 2014 год, заверив их, что аккредитация будет продлена. Некоторые студенты согласились продолжить обучение. Последствия для них оказались трагичными: например, четверокурсник Ярослав Краснорядцев отправился на прохождение срочной службы в российские войска.

За помощью в проведении расследования студенты обратились к депутату Владимиру Жириновскому. По его запросу московская прокуратура организовала проверку, в результате которой нарушений со стороны руководства вуза не было выявлено. Однако учащиеся не планируют сдаваться: в ближайшее время студенты намерены встретиться с представителями Следственного комитета РФ.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Лишенные лицензии московские вузы объединились в «Вузооборону»

Вузы Москвы, лишенные лицензии, объединились в организацию "Вузооборона", чтобы совместными усилиями отстаивать свои права. Об этом сообщает газета "Известия".

Сейчас в организацию входят девять университетов: в частности, Институт практического востоковедения, Столичный институт иностранных языков, Институт иностранных языков и другие. Представители вузов уже собирают данные о нарушениях в деятельности Рообрнадзора и ищут квалифицированного юриста, чтобы подготовить обращения к президенту страны.

"Вузы столкнулись с тем, что стоимость услуг грамотных юристов в этой сфере очень высокая. Поэтому объединившиеся ректоры будут совместно нанимать высококвалифицированных специалистов, для того чтобы защищаться от произвола чиновников", — сказал руководитель общественного движения «Обрнадзор» Алексей Монахов. 

По состоянию на конец сентября этого года в 119 вузах и филиалах России запретили прием студентов. Реформа высшего образования вызвала резкую критику у преподавателей вузов.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Половина россиян недовольны качеством школьного образования

По мнению 48% россиян, нынешний уровень преподавания в школах проигрывает тому, что было раньше. Об этом свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ.

Одна пятая часть (20%) опрошенных, наоборот, считает, что сегодня российское образование стало качественнее. Также респонденты ответили на вопрос, какими качествами должен обладать школьный учитель: 40% россиян сказали, что это любовь к детям, 28% — педагогические знания и опыт, 17% — терпение, 15% — справедливость. Всего 4% опрошенных ответили, что учитель должен быть строгим по отношению к ученикам.

 

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Общество мертвых доцентов

Итоги года слияний и поглощений в образовании вызывают неоднозначные оценки. За последние два года министерство провело реорганизацию и объединение 22 вузов. Почти в 300 филиалах прекратился приём студентов на программы высшего образования. Только в Москве и Подмосковье в июле 2014 года Рособрнадзор запретил пяти вузам набирать студентов на новый учебный год. 

Среди них — Институт практического востоковедения, который был создан почти 20 лет назад на базе крупнейшего в России центра по исследованию Востока — Института стран Азии и Африки МГУ.

Увольнение преподавателей — сейчас самый болезненный вопрос для высшей школы. Ещё в 2010 году министерство образования и науки прогнозировало сокращение количества студентов с 7,5 млн до 4,5 млн человек к 2013 году. То есть без работы с 2011 по 2015 должны были остаться около 100 тысяч преподавателей вузов.

По данным профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность», сокращения преподавателей в этом году проводили в Государственном университете управления (ГУУ), Московском государственном университете печати (МГУП), Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), Дальневосточном гуманитарном университете в Хабаровске, Казанском федеральном университете и других вузах.

Преподаватели Московского государственного педагогического университета (МГПУ) написали петицию на имя президента, где сообщили, что «с тревогой ожидают обещанный администрацией вывод за штаты в связи с реорганизацией вуза» — в июле они получили уведомление о возможном сокращении штата.

Массовые сокращения готовили и в МГУ. Об этом в прошлом году публично заявила инициативная группа преподавателей вуза. По словам участника профсоюза «Университетская солидарность» и преподавателя математики МГУ Михаила Лобанова, администрация МГУ не захотела скандала в самом известном российском университете и прекратила увольнения. «У нас сейчас нет таких серьёзных проблем, как в других вузах. Преподавателей не сокращают, не увеличивают сильно нагрузку. По крайне мере, пока», — говорит Лобанов.

Точных данных о количестве уволенных за последние два года нет. В профсоюзе работников высшей школы утверждают, что только за последний год тысячи преподавателей были сокращены или переведены на меньшую ставку. Накануне нового учебного года министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что вузы будут продолжать реорганизовывать, а преподавателей — сокращать.

Профессиональные заслуги не учитывали

Ольга Ролдугина — бывший доцент кафедры философии ГУУ и мать троих детей. Этим летом её уволили по сокращению штата. В университете она проработала 16 лет.

В 2012 году ГУУ попал в список неэффективных вузов, и его планировали реорганизовать. Преподавателей и студентов возмутило, что решение о слиянии вуза с Российской академией народного хозяйства и госслужбы было принято без их участия, и начали устраивать акции протеста. После этого Дмитрий Ливанов сказал, что слияние станет возможным только по доброй воле университетов.

Однако в мае этого года 900 человек — почти весь преподавательский состав ГУУ — получили уведомление о сокращении. В результате уволили 200 преподавателей, в том числе Ролдугину.

— В первую очередь избавились от тех, кого было просто уволить с юридической точки зрения: контрактников, совместителей. Профессиональные заслуги, на мой взгляд, не учитывали. На улице оказались и молодые преподаватели, и доктора наук, которые двадцать лет отдали вузовской работе. Социальный фактор, по моему мнению, тоже не принимали во внимание. У меня, например, трое несовершеннолетних детей, — рассказывает Ольга.

Некоторым из уволенных предложили возобновить сотрудничество с вузом, но на основании гражданско-правового договора, который не подразумевает оплачиваемый отпуск или больничный. Другим предложили перейти на меньшую ставку с сокращённой зарплатой. По словам Ролдугиной, «многих такой вариант не устроил, и они начали искать работу вне вузовской системы».

Сейчас она оспаривает решение об увольнении в суде. «В отделе кадров предупредили, что если даже суд восстановит меня на кафедре, работать будет трудно», — говорит Ролдугина, — «могут не платить надбавки, могут сделать расписание крайне неудобным… У администрации есть много возможностей осложнить жизнь преподавателю».

Перепрофилировать невозможно

Доцент кафедры теории и практики государственного управления ВШЭ Павел Кудюкин подтверждает: очень часто в процессе реорганизации и оптимизации работы вузов преподавателям так ухудшают условия работы, что они сами вынуждены уходить.

— Президент и министр образования неоднократно ставили задачу повысить зарплаты вузовским преподавателям. Зарплату повышают, правда, увеличивая объём работы, — рассказывает Кудюкин.

По его словам, сейчас нагрузка у преподавателей — 1500 часов в год. Из них тысячу часов выделяют на работу в аудитории. Времени на индивидуальную работу со студентами, подготовку публикаций в научных изданиях и повышение собственного образования не остаётся совсем. Формально зарплаты растут, но оплата единицы трудовых усилий становится меньше. Кроме того, преподавателей загружают бюрократической работой.

— Очень странно сочетается в реформах министерства образования коммерциализация и бюрократизация преподавательской деятельности. Нас заставляют писать большое количество отчётов, которые чиновники даже не читают. Думаю, будет отток квалифицированных кадров из вузов«, — уверен Кудюкин.

Для Ольги Ролдугиной восстановление в вузе — вопрос принципа. «Я 16 лет изо всех сил работала, в том числе занималась организацией получения грантов для нашей кафедры. Кроме того, как многодетная мать я имею преимущественное право остаться на работе», — говорит она. По словам Ольги, только двое из 200 сокращённых коллег подали в суд на ГУУ.

— Люди, которые 30-40 лет работали в вузах, оказались на улице. Со стороны правительства не делается ничего, чтобы помочь профессорам, потерявшим работу в университетах, адаптироваться к рынку труда, — возмущается Ролдугина.

Основатель рекрутингового агентства «Pruffi» Алёна Владимирская говорит, что с начала этого учебного года к ней стали обращаться за консультациями вузовские преподаватели. Некоторые уже потеряли работу, другие говорят, что в их вузе «творится нехорошее», и они хотят попробовать себя в чём-то другом.


Алёна Владимирская
Основатель рекрутингового агентства “Pruffi”

Сокращения — естественный процесс

Научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак Фрумин объясняет, что сокращение преподавателей — это естественно.


Исак Фрумин
Научный руководитель Института развития образования ВШЭ

Он уверен, что реорганизация вузов происходит в интересах студентов. В качестве примера он приводит слияние РГТЭУ с РЭУ им. Плеханова. Студенты РГТЭУ в декабре 2012 года в ответ на решение реорганизовать их вуз устроили массовый митинг. Помимо этого, они строили баррикады, выступали с трибуны в актовом зале и привлекали к своим акциям лидеров оппозиции.

[+text+]

В результате ректора РГТЭУ Сергея Бабурина уволили, а вуз присоединили к «Плешке».

— Студенты РГТЭУ активно возмущались реорганизацией вуза, который давал слабые знания. После слияния студенты РГТЭУ получают диплом престижного РЭУ Плеханова. Ряд решений носит слишком технократический характер, — говорит Фрумин. — Но в целом меры по развитию образования ориентированы верно".

— Есть, например, коммерческие вузы, которые берут с клиентов за свою деятельность большие деньги. А работают так: снимают маленький офис в бизнес-центре, хранят там бумаги. Обучают студентов только дистанционно. Или, например, в некоторых негосударственных вузах в качестве лекции ставят магнитофонную запись. Зачем нужны такие вузы и такие преподаватели? — говорит заместитель директора Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

Профессора утверждают, что основная цель реформ высшей школы — повышение качества образования.

— Да, есть проблемы. Например, сокращение совместителей. Например, повышение стоимости обучения. На мой взгляд, это повышение произошло слишком резко, — говорит Фрумин. — Но всё равно Россия входит в пятёрку стран с самым доступным высшим образованием. Меньше образованных людей из-за реорганизации вузов не станет. А выпускников, чьи дипломы будут подкреплены серьёзными знаниями по выбранной специальности, будет больше.

Дебет и кредит

Павел Кудюкин считает, что в результате сокращения преподавателей вузов качественное высшее образование будет доступно только избранным, а остальным — как получится.

— Происходит социальная сегрегация образования. Элитарные университеты не смогут существовать без опоры на хорошее массовое образование. Основная задача, которую ставит перед высшей школой министерство образования и науки, звучит так — повысить эффективность бюджетных расходов. Дмитрий Ливанов продолжает дело, которое начал ещё его предшественник Владимир Филиппов, — говорит Кудюкин. — Образование неумолимо становится рыночной отраслью, которая поставляет услуги, главным образом, платные. И оценивает результаты по принципу «как сходится дебет с кредитом». Сомневаюсь, что это правильный подход к образованию. Учёба в вузе — не только возможность получить профессию, способную прокормить в будущем, но и социализацию, и повышение уровня общей культуры. Не зря даже на низкие должности работодатели предпочитают брать людей с высшим образованием. Даже плохонькое высшее образование упорядочивает умственную деятельность.

Снижение числа абитуриентов — временное явление, уверен Кудюкин. По его мнению, количество абитуриентов начнёт расти уже после 2018 года. К тому времени многие уволенные преподаватели уйдут в другую сферу,а заменить их будет некому. Для того, чтобы стать профессором нужны долгие годы постоянного обучения. Так что восполнить дефицит университетских преподавателей будет очень трудно.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Российские колледжи перестанут обучать парикмахеров, фотографов и пивоваров

Министерство образования и науки планирует исключить из перечня профессий среднего специального образования 97 позиций. Соответствующий проект опубликован на Едином портале раскрытия информации.

Согласно документу, колледжи и техникумы перестанут выдавать дипломы парикмахеров, фотографов, водолазов и пивоваров. Также в список вошли менее распространенные профессии, например, «оленевод-механизатор» и «изготовитель мороженого».

В министерстве объяснили сокращение перечня тем, что учебные заведения не набирают нужного количества студентов по этим специальностям. Отмечается, что работодатели готовы обучать специалистов самостоятельно, ориентируясь на «экономические изменения региона». Обсуждение проекта продлится до 30 августа.

Оставить комментарий

avatar
wpDiscuz

Как успевать читать всё интересное?

Получайте лучшие материалы в нашей рассылке